По различным данным, от 40 до 75 из 170 мостов и путепроводов Киева нуждаются в срочном ремонте. 5-7 из этого количества находятся в аварийном состоянии. Они мало того что проектировались под совсем иную транспортную загрузку, так еще и давным-давно исчерпали срок эксплуатации. Кроме того, в ужасном состоянии находятся асфальтовые покрытия киевских мостов. Если все это учесть, то окажется, что в Киеве по капремонту плачут более 90% дорог и мостов.
Места названы
Состояние мостов Киева такое, что они начинают представлять серьезную опасность. Под конец февраля 2017 года рухнул Шулявский мост. Обошлось без жертв, однако обломки задели стоящий внизу автомобиль. Только в этом году рухнувший мост демонтировали и начали строить новый. Драматические происшествия, связанные с мостами, происходят в Киеве регулярно. В конце июня этого года, например, отвалившийся от моста на Осокорках массивный кусок железобетона серьезно повредил проезжающий внизу автомобиль.
Если обывателям кажется, что аварийный мост с виду еще в порядке, то специалисты бьют во все колокола.
Я как киевский пешеход и пассажир общественного транспорта предложил знакомым автомобилистам назвать самые опасные для проезда мосты.
Конечно, выборка нерепрезентативна и слишком мала. Но интересно, что мнения незнакомых друг другу людей практически сошлись. Вот несколько реплик моих анонимных респондентов:
- Наверное, первым по опасности назову мост Патона. Там нет отбойника. Под мостом на Осокорках упало — и теперь там тоже стало опасно. И еще есть плохой мост там, где Соломенская площадь.
- После ремонта на мосту Патона были проблемы. Опасности как таковой не чувствую, здесь дело в неудобных развязках. Не разберешься, куда поворачивать. Здесь чемпион Южный мост, если что, там до разворота долго ехать.
- Опаску у меня вызывают мосты Метро, Южный и Жулянский (на Окружной).
- В моем антирейтинге первый — мост Патона. Куча машин, неудобные съезды-заезды и реверсивная полоса, по которой дураки летят лоб в лоб и разбиваются. Второе место — Московский мост. Очень узкие полосы (из-за чего сложно маневрировать) и вечные аварии. Третье — мост Метро. Всего две полосы, поэтому постоянные пробки. А если, не дай бог, авария или кто-то поломался — затор обеспечен. Также парализуют движение на этом мосту ремонтные работы. А вот по Южному я не езжу.
Послушав умных автомобилистов, я отправился проинспектировать мосты Патона, Метро и мостик на Осокорках.
Раньше звезды были красными
Длина первого в мире полностью сваренного моста им. академика Бориса Патона — 1,543 км. Дорожное покрытие на нем постоянно обновляют, и сегодня оно на самом мосту выглядит вполне прилично. Последние работы здесь были проведены с 28 апреля по 2 мая. С 4 июля передвижение на правобережной развязке моста ограничено ввиду снятия верхнего слоя асфальта на съезде с бульвара Дружбы народов на Надднепрянское шоссе.
С раннего утра у моста образовывается пробка. Обычно она исчезает к 10 часам, но может продлиться и до 11-12. Местные пробки всегда означают аварию или поломку. И не зря автомобилисты переживают насчет отсутствия отбойника. На подходе к мосту на бордюре виднеется свежий венок — кто-то погиб.
А вот пешеходная зона по обе стороны моста выглядит плачевно. Особенно старое ограждение, где еще различимы серпы и звезды, которые когда-то были красными. Ограда и мостовые фонари покрыты ржавчиной. Частично ограда перекошена и развалена. В одном месте часть забора просто рухнула и ее заменили на самопальную. Асфальт на тротуарах тоже требует замены.
Впрочем, денег на капремонт моста у города пока нет. Его чинят по частям. На глубокий ремонт нужна, по прогнозам транспортных аналитиков, пара миллиардов гривен.
Опасные вибрации
Мост Метро построен 54 года назад. Это первый в мире мост на сухих стыках: его консоли из железобетонных блоков связаны только болтами. Обновление его дорожного покрытия затеяли в сентябре 2018 года. Водители тогда очень ругались. Особенно тяжело пользоваться мостом в процессе ремонта зимой, когда наступает самый трудный период для участников дорожного движения. Однако ремонт стоимостью в 1,825 млрд грн будет длиться аж до 2021 года. Водителям терпеть еще два года.
Состояние самого моста не внушает доверия. В верхней части его конструкции видны дыры и арматура, все покрыто ржавчиной. Пройдя треть пути по пешеходной части путепровода, я ощутил под ногами вибрацию. Это случилось на том отрезке дороги, где на мосту уложена металлическая крышка-переборка (см. фото).
По мнению специалистов, бить тревогу по поводу моста надо начинать, когда становится видна его железная арматура. Это происходит в связи с ее ржавением и выпадением кусков железобетона из каркаса. Все это верный признак того, что конструкция моста все больше прогибается.
Эксперты, в том числе и один из проектировщиков моста Метро, предвещают ему скорое обрушение в связи с ветхостью. А все оттого, что при строительстве сэкономили на гидроизоляции, и арматура намного больше поддается ржавчине.
Архитектор Виктор Глеба оппонировал власти Порошенко — Гройсмана и, наверное, останется оппонентом власти Зеленского в плане градостроительства. Он навел справки о тендере на капитальный ремонт этого моста. Теперь он уверен, что чиновники намереваются просто заменить асфальт за деньги, выделенные на полную реставрацию.
Сверху лучше, снизу — нет
То, что ожидает мост Метро, уже случилось с мостом на Осокорках. Как уже упоминалось, на машину упал кусок арматуры. При осмотре тут и там во внутренней изнанке моста зияют бетонные плеши, сквозь которые видны стальные штыри. По сравнению с двумя предыдущими, это небольшой мост, и состояние его сверху чуть получше. Зато снизу — все как у всех остальных.
Все идет не по плану
По словам профильных экспертов, ремонт погонного километра моста стоит 1 млрд грн, но, как говорит Виктор Глеба, четких проектов и смет ремонтируемых или находящихся на реконструкции объектов в свободном доступе нет. К тому же мосты и дороги начинают ремонтировать одновременно, не учитывая изменения нагрузки на инфраструктуру.
Кроме того, чтобы разгрузить машинопоток, Киеву требуется два новых окружных моста на севере и юге. Старый Южный мост сыплется как раз из-за того, что транзит через него вдвое больше планируемого. Для этого нужен генеральный план развития города. Но Киевгоргосадминистрация не может внедрить новый документ уже 11 лет. Срок текущего истекает в 2020 году.