Язык мой — враг мой
Политик сообщил, что не видит русский вторым государственным, можно лишь предоставить возможность говорить на нем Донбассу при восстановлении отношений с Киевом.
«Я бы разрешил Донецку и Луганску государственный — украинский, региональный — русский и при условии, что после этого они — территория Украины», — сказал Богдан.
В подобной плоскости о вопросе языка высказался и представитель президента в Раде Руслан Стефанчук. Он сообщил депутатам, что украинизация теперь должна проходить «мягко»: за украинский язык нужно «воевать качеством, а не притеснениями».
Удивительно, ведь основная часть избирателей Зеленского ожидали, что после ухода националистически настроенного президента Петра Порошенко в стране государственным языком будет не только украинский.
На высказывания Богдана и Стефанчука надо обратить внимание еще и потому, что до 28 февраля в стране действовал закон «Об основах государственной языковой политики», который позволял использовать региональный язык наравне с государственным там, где представители меньшинств составляют не менее 10% от общего населения. Лишь в этом году перед выборами Конституционный суд приостановил его действие.
Получается, речь идет о возвращении во времена Порошенко? Или все-таки возможно, что в новом составе Рады этот закон изменят в пользу русского языка? Ответа на этот вопрос пока нет. И все это происходит перед выборами в Раду, куда выдвигается проект, существенно похожий на «Слугу народа».
Зазвучит ли «Голос» национал-демократов?
Партия «Голос» Святослава Вакарчука стремительно набирает популярность. По опубликованным данным соцопросов, она наверняка окажется в новом парламенте. За новую силу уже готовы проголосовать 8-9% избирателей. И это при условии, что самому проекту чуть больше месяца.
Электорат партии «Голос» очень похож на электорат партии Зеленского — прежде всего в возрастном и социальном измерении, прокомментировал новость изданию Украина.ру политолог Владимир Фесенко.
Отчасти согласен с ним и директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. По его словам, «Голос» — антипод «Слуги народа», только в национал-демократическом политическом сегменте. За него будут голосовать люди с правыми и правоцентристскими взглядами, люди, разочаровавшиеся в коррупции Порошенко, это запрос на новое лицо, сообщил политолог.
Здесь будет уместно вспомнить, что «запрос на новые лица» во время президентской гонки вместе с Зеленским представлял и Святослав Вакарчук, и в начале кампании социологи давали им приблизительно равные шансы на выигрыш. И кандидаты, и их проекты отчасти похожи, так в чьих же интересах высказываются Богдан и Стефанчук?
Партия Вакарчука делает ставку на современный, прогрессивный электорат, база которого находится преимущественно среди среднего класса, отметил также Фесенко. Обратим внимание, что «Слуга народа» может восприниматься аналогичным образом.
«Пока они работает с активом достаточно технологично, поэтому, если данная работа будет такой же системной, то в следующем году к местным выборам они смогут уже иметь широкую и развитую региональную партийную сеть. Им вполне по силам закрепиться на партийной карте Украины», — говорит Фесенко.
Зеленский маневрирует в сторону Запада
Уже запланированы встречи с премьер-министром Джастином Трюдо, главой МИД Христей Фриланд, членами парламента, представителями деловых кругов и украинской общины, в Канаде она одна из крупнейших — 1,25 млн человек.
Канада имеет тесные связи с Киевом, там есть сильное украинское лобби, а у многих представителей истеблишмента есть украинские корни. Однако это представители другой Украины. По итогам первого и второго туров президентских выборов победу на избирательных участках Канады одержал Петр Порошенко с результатом 49,89% и 71,2% соответственно.
Пока создается впечатление, что президент Украины мигрирует в политическом смысле, конечно, все дальше от русскоязычного избирателя, и если он продолжит двигаться по подобной траектории, электоральное поле начнет фрагментироваться по-другому, как и предполагали ранее некоторые политические эксперты.