«Сегодня ночью умер черкасский журналист Вадим Комаров, жестоко избитый в центре Черкасс 4 мая. Со времени нападения Вадим был без сознания, пребывал в состоянии комы. Единственная версия покушения, а теперь уже убийства, которую разделяют черкасские журналисты, — именно профессиональная деятельность Вадима Комарова», — написалТомиленко, добавив, что журналист был неудобен для многих местных политиков — ставил вопросы о коррупции в Черкассах, поднимал другие острые темы.
Нападение на Вадима Комарова произошло утром в центре города, неподалёку от Центрального рынка, куда и направлялся журналист, чтобы закупить корм для домашних любимцев. Неизвестный нанёс ему три удара молотком по голове и скрылся. По факту нападения сначала было возбуждено уголовное дело по статье «умышленное тяжкое телесное повреждение». Однако уже на следующий день уголовное дело переквалифицировано на «покушение на умышленное убийство».
По данным секретаря НСЖУ Валерия Макеева, Комаров готовился обнародовать результаты расследования о коррупции в горсовете. Журналист затрагивал немало и других острых тем. Например, одна из самых громких публикаций Комарова за последнее время — об обстоятельствах пьяного бунта в Черкасской колонии.
Расследование жестокого покушения на Комарова до сих пор не дало никаких результатов, личность нападавшего на журналиста не установлена, неизвестен заказчик преступления, хотя установить заинтересованных лиц по публиукациям и подготовленным к публикации материалам Комарова не представляется сложным.
Сергей Томиленко отметил, что физическая агрессия относительно журналистов на Украине — «на недопустимо высоком уровне, а система безнаказанности провоцирует новые атаки».
В связи с этим НСЖУ продолжает настаивать на проведении специальных парламентских слушаний по вопросам физической безопасности журналистов и свободы слова.
«Продолжаем требовать реальной, а не декларативной защиты прав украинских журналистов», — подчеркнул Томиленко.
Ранее Мониторинговая миссия Организации Объединенных Наций (ООН) по правам человека осудила нападения на журналистов на Украине. В размещённом 10 июня на официальной странице миссии в Facebook заявлении говорится о нападениях на Вадима Комарова в Черкассах и оператора Вадима Макарюка в Харькове. В документе содержится призыв к правоохранителям провести своевременное и эффективное расследование.
С таким же требованием выступают коллеги Вадима Комарова. Но кто их слышит? Убийцы публициста и писателя Олеся Бузины до сих пор остаются на свободе, не расследовано убийство журналиста Павла Шеремета. По данным НСЖУ, только с начала года на Украине зафиксированы 30 случаев применения силы по отношению к работникам СМИ. По словам главы НСЖУ, «высокий уровень физической агрессии и системная безнаказанность за атаки на медиа заставляют украинских журналистов находиться в атмосфере тревоги относительно собственной безопасности».
Не будем забывать и о другом. После госпереворота 2014 года гонения на инакомыслящих стали элементом государственной политики на Украине. В стране тысячи политзаключённых, среди которых немало журналистов. Многие из них вынуждены были под давлением Службы безопасности Украины (СБУ) покинуть Украину, как сделали это, например, Игорь Гужва и Владимир Скачко.
И после прихода к власти нового президента Владимира Зеленского ситуация не изменилась. Не закрыты уголовные дела против Руслана Коцабы, Дмитрия Васильца и Евгения Тимонина, продолжают судить журналиста Василия Муравицкого и главреда РИА Новости Украина Кирилла Вышинского. Их за журналистскую деятельность обвиняют ни много ни мало в госизмене.
«Я ни секунды не сомневаюсь в политической мотивированности этого манипулятивного, бездоказательного, а в некоторых случаях и абсурдного обвинения, — говорится в обнародованном изданием Украина.рузаявлении Кирилла Вышинского (выступить с этим заявлением в суде журналисту не дали). — Я вспоминаю еще одну цитату из классика: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Именно по этому принципу — потому что нужно было не степень моей вины, не истину выяснить, а посадить меня за решетку и организовать политическую акцию, которая должна была поднять рейтинг президента Порошенко в канун президентских выборов, — было состряпано это обвинение».
Выборы президента Зеленского состоялись на волне надежд украинцев, рекордные для Украины 73% голосов избирателей получил новый глава государства. Это голоса тех, кто ждёт изменения губительной для страны и граждан политики, проводимой на протяжении последних пяти лет режимом Порошенко. Однако за месяц, прошедший со дня инаугурации, новый президент не сделал ни одного шага к тому, чтобы разобраться в делах политзаключённых, не принял соответствующих решений, чтобы наказать виновных в зажиме свободы слова, в нападениях, избиениях и убийствах журналистов.
Более того, как отметил в интервью изданию Украина.ру украинский адвокат и общественный деятель Андрей Гожый, «Зеленский не признал, что прежней властью проводилась политика репрессий и преследований инакомыслящих, а значит, не дал сигнала к её прекращению».