Юлия Владимировнапрекрасна. И самое прекрасное в Юлии Владимировне, что ее рейтинг падает. И если в ноябре мы все верили, что она станет президентом, то теперь появилась надежда, что мы можем и не увидеть ее в следующем парламенте.
А еще Юлии Владимировна прекрасный оратор. Вот и на «Свободе слова» она прекрасно ораторствовала. Прекрасный оратор в ее случае — это бесподобный лжец. Вчера, выступая, она заявила, что при ней долг не вырос. В принципе, также она могла заявить, что до сих пор девственница и что Австралия граничит с Германией. Уровень лжи был бы примерно одинаковый.
В свой последний приход Юлия Владимировна стала премьер-министром в конце 2007 года. И на тот момент долг Украины составлял 17,6 млрд долларов. Это было 12% от украинского ВВП. Юлия Владимировна перестала быть премьер-министром, и есть надежда, что перестала уже навсегда, в конце 2009 года. И на тот момент долг Украины составлял 39,8 млрд долларов. Что было равно уже 35% от ВВП. Согласитесь, это трудно назвать «не ростом долга».
Да, в 2008 году пришел кризис. МВФ пришел на помощь не только для рефинансирования старых долгов, но и для перекрытия дефицита бюджета. Это все можно использовать, чтобы объяснить, почему рост долга был такой стремительный. Простите, так получилось. Но ведь Юлия Владимировна говорит о том, что долг не вырос. Сознательно врет.
Мораль сей басни такова. Врать плохо. Это раз. И два — ничего не бывает на шару. Популисты всегда дорого обходятся государству, читай, налогоплательщиками. И оттого им крайне сложно долго править. Просто запаса прочности у государства не хватает. Если вы хотите сделать всем счастье, приходите и повышаете пенсии, то вам надо брать где-то деньги. Вы их берете в долг. Прекрасно, но вечно в долг вам давать не будут. А значит это стратегия не устойчивая. И дальше вы начинаете печатать деньги, потому что в долг уже не дают. И тут вдруг оказывается, что курс валюты — это не ваше желание, а температура экономики. И если вы печатаете деньги и непомерно наращиваете свой долг, то курс падает. Пенсии снова становятся маленькими. А долг уже большой. И тут приходит пора обвинить «попередников». И гордо уйти. А если уйти не хочется, то получается Венесуэла.
Мы бедная страна. А значит у нас низкий запас прочности. А значит мы точно не можем себе позволить популизм. Да, у нас низкие пенсии. Но они лишь отражают способность их платить, которая есть у нашей экономики. И быстро высокими они не станут. И пенсии «от Юли» и пенсии «от Януковича» были высокими в момент максимального роста государственного долга. Но так не работает. Потом они неминуемо падают. Вы можете постепенно подымать пенсии, чтобы этот рост был устойчивым. Но каждый такой рост может быть результатом только роста вашей экономики. А рост экономики — это рост инвестиций. А рост инвестиций — это когда инвесторам не страшно. А пугают инвесторов украинский судьи и прокуроры. И украинские популисты. И пока их всех не загонишь за можай, роста пенсий не будет. Как бы прекрасно не выступала Юлия Владимировна. Или кто угодно другой. Потому что харизма и красноречие — это хорошо. Но законы экономики работают по другому.
В данный момент долговая нагрузка в Украине снижается. Несмотря на крики о долговой петле, отношение долга к ВВП снижается. Потому что у нас контролируемый дефицит бюджета. И пенсии при этом растут. Но так быстро, как хотелось бы пенсионерам. Но если они будут расти быстрее, то очень скоро упадут. И опять надо будет начинать все сначала. Поэтому верьте цифрам, не верьте Юлии Владимировне.