Герус, видимо, пошутил. Во всяком случае в это хочется верить, потому что если он сказал это серьёзно, то речь идёт о непонимании принципиально важного вопроса, что для представителя президента в правительстве критично.
Как минимум он позволил себе забыть, что от частных кампаний-посредников в российско-украинских газовых отношениях отказалась ещё Юлия Тимошенко. Причём не просто отказалась, а вынуждена была бороться с монополией компании «РосУкрЭнерго». Такая забывчивость — не смешная. Даже для «Квартала-95». Пока что, правда, подобные оговорки ещё не критичны — команде победителей всё прощают. Но потом припомнят.
Теперь о статусе переговоров. В Москве воспринимают Медведчука и Бойко не как бизнесменов, а как политиков. И переговоры Миллера с ними имеют строго политический характер — это сигнал со стороны руководства России относительно того, какую именно политическую силу на Украине в Кремле считают договороспособной (не «пророссийской» — в системе ценностей российского руководства такого понятия нет) и какую именно политическую программу там считают пригодной к установлению нормальных отношений между странами. Притом что Путин считает установление нормальных отношений неизбежным, подчёркивается, что Россия рассчитывает не на такую «нормализацию», как в случае с Грузией.
Соответственно все итоги этих переговоров — только намёк на формат договорённостей, которые могут быть заключены в случае прихода к власти коалиции, которую будет контролировать «Оппозиционная платформа». Вот вам власть, с которой Россия готова договариваться и которой готова пойти на уступки. Голосуйте — или проиграете.
Возникает вопрос, почему такие же возможности не давались Януковичу? Да по той простой причине, что Янукович не хотел, чтобы переговорщиком был Медведчук, и не хотел, чтобы основанием для изменения газовых соглашений было проведение политических реформ (например, федерализации).
Почему же ничего подобного не предлагается, например, объединению «Оппозиционного блока» и «Доверяй делам»? В основном по причине недоверия.
«Оппозиционный блок» сделал всё, чтобы расколоть пострегиональный электорат перед президентскими выборами. Хотя Юрий Бойко мог претендовать на выход во второй тур. Более того, эту же стратегию ОБ продолжил и перед парламентскими выборами, хотя и результаты президентских выборов, и актуальная социология показывают бесперспективность проекта.
«Доверяй делам» — реальный шаг к федерализации страны. Но Россия не очень заинтересована в федеративной Украине, субъекты которой будут принимать решения о признании России страной-агрессором. И тут не просто какое-то подозрение — просто факт: 3 февраля 2016 года Одесский горсовет во главе с Геннадием Трухановым принял такое решение.
Нет, в Москве отлично понимают, что дело вовсе не в отношении одесских депутатов к России, а в особенностях политического процесса в регионах Украины, где пришедшая к власти элитная группа вынуждена доказывать свою лояльность Киеву, чтобы обеспечить как минимум его невмешательство в политическую борьбу в регионе. Но потом ведь, когда эта группа, допустим, придёт к власти в стране, они будут принимать ещё более недружественные по отношению к России решения для каких-то политических целей.
Ну и в итоге действительно ли цены на газ будут такими, как обещает сейчас «Газпром», в случае, если Бойко станет премьером?
Нет, необязательно. Цена на газ — вопрос не политический, а экономический и определяется в результате переговоров двух хозяйствующих субъектов. Другое дело, что продающая сторона будет учитывать размер политических рисков. Сейчас соглашения с Украиной очень рискованны, потому что президент Украины считает президента России своим врагом, а завтра может из тех или иных соображений вообще разорвать экономические связи со «страной-агрессором», включая транзит газа. Отсюда и цена. Снижение политических рисков ведёт к снижению цены газа. А уж на 25 или на 15% — это как договорятся.