Капитаны европейской карьеры: украинский след в аварии на Дунае

Трагическая авария в Будапеште заставила Европу заговорить об украинских моряках и судах
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Вечером 29 мая в Будапеште произошло столкновение круизного судна Viking Sigyn с прогулочным теплоходом «Русалка», который перевернулся и затонул в водах реки Дунай — недалеко от венгерского парламента, возле всемирно известного моста Маргит. Неожиданная авария унесла жизни пятнадцати человек — преимущественно южнокорейских туристов. Причем эта беспрецедентная для современной Венгрии водная катастрофа неожиданно дала повод заговорить об Украине.

На это есть как минимум две причины. Для начала — затонувший прогулочный теплоход «Русалка» был построен в 1949 году в Херсоне и до 1992 года использовался исключительно в Советском Союзе. В начале девяностых годов, во время масштабной распродажи доставшегося Украине гражданского флота, это судно продали европейцам, которые успешно эксплуатировали его в течение четверти века. Что, к слову, само по себе говорит о качестве построенных еще в далекие сталинские времена кораблей.

Кроме того, капитаном Viking Sygin оказался гражданин Украины, 64-летний одессит Юрий С., который вел свое судно из немецкого города Пассау в Будапешт. Сейчас его официально обвиняют в преступной халатности и несоблюдении правил безопасности. Кроме того, правоохранители отмечают, что украинец удалил после катастрофы все данные со своего мобильного телефона. А в ходе расследования быстро выяснилось, что он может быть причастным к недавнему столкновению в морском порту голландского «Роттердама», когда получили ранения семеро человек.

По совокупности этих обвинений украинского капитана арестовали на месяц — причем суд над украинцем освещали многочисленные представители южнокорейской прессы, которые старательно изучают причины гибели своих соотечественников. И в прессе не сомневаются, что одессита может ожидать обвинительный приговор. На его вину указывают видеозаписи происшедшего, где видно, как Viking Sigyn догоняет и таранит «Русалку». Хотя, по мнению некоторых инспекторов, инцидент мог быть вызван усталостью пожилого украинского моряка, который заканчивал проходивший в сложных погодных условиях рейс.

Эта дунайская катастрофа является отголоском давней трагедии — уничтожения советского Дунайского пароходства, которое доминировало до девяносто первого года в водах самой большой и протяженной водной артерии Западной Европы. Начиная с семидесятых годов в нем насчитывались сотни речных, морских и пассажирских судов всех типов, обеспечивавших регулярные перевозки не только по Дунаю, но также на Средиземное и Красное море. Сухогрузы и теплоходы из Измаила пересекали Экватор, огибали Африку и даже добирались в Индокитай. В целом же суда Дунайского пароходства ежегодно перевозили 70% всех дунайских грузов, в том числе металл, уголь, зерно, руду, оборудование и товары народного потребления, что делало его монополистом на европейском рынке.

Такому масштабному флоту были нужны кадры, которые поставляла разветвленная сеть морских и речных училищ из разных городов СССР. Причем дунайские капитаны заслуженно славились своим мастерством, ведь проводить суда по сложному фарватеру быстрой и полноводной реки, богатой отмелями и быстринами, было очень непросто. Когда-то я разговаривал об этом с капитаном судна «Косатка», который вез нас из Измаила на остров Змеиный, и он подробно рассказывал журналистам о том, что плавание по морю считается на Дунае детской забавой по сравнению с опасными маршрутами по реке, где каждая упущенная минута всегда чревата потенциальной аварией.  

Но процветание украинского речного флота кончилось в 1991 году, когда с Днепра, Днестра, Дуная и Южного Буга разом исчезли «Кометы» и «Метеоры», поскольку для них больше не было дешевой горючки. Корабли быстро распродавали в страны Европы, Турцию и Египет, а вслед за ними за границу потянулись и капитаны, одним из которых, по всей видимости, был обвиняемый в будапештской трагедии Юрий С.

Журналисты обращают внимание, что опытный моряк давно переработал свой возраст, поскольку его европейские коллеги обычно уходят на пенсию после пятидесяти. Однако украинским заробитчанам приходится бороздить реки и моря до предела. И эта наработанная за десятилетие усталость тоже могла сыграть роковую роль в инциденте 29 мая.

Авария в Будапеште не улучшит имиджа Украины, которая будет еще сильнее ассоциироваться в массовом сознании с авариями, катастрофами, заробитчанами и морально устаревшей советской техникой. Но самое печальное, что она напоминает нам о совсем других временах — когда страна сама строила для себя суда, возила на них свои грузы и готовила для этого моряков.

Чтобы променять это все на бесконечные байки о бесконечном пути в Европу, где заканчивают свои карьеры украинские капитаны.

Рекомендуем