7 июня 1939 года на экраны вышел снятый на Киевской киностудии фильм «Эскадрилья №5». Сценарий был написан Иосифом Прутом по известной книге Николая Шпанова «Первый удар». Режиссер — Абрам Роом (не путать с Михаилом Роммом).
Сюжет незамысловат. Злые немцы нападают на мирный СССР. Но разведка доложила точно, и к тому моменту, когда вражеские полчища должны вторгнуться в СССР, все предупреждены, и эскадрилья №5 уже в воздухе. Кстати, эскадрилья вооружена бомбардировщиками СБ, причем видно, что у них винты разной системы — с 2, 3 и 4 лопастями, что забавно.
Первый удар наносят немцы. Их танки врываются на территорию СССР. Делается это в лучших советских традициях 1941 года — без разведки, артподготовки, сопровождения пехоты и сапёров… Они попадают на фугасное минное поле и уничтожаются путём нажатия Большой Красной Кнопки, так и не вступив в контакт с советскими войскам. Собственно, примерно так и было в 1941 году с большей частью танков советских мехкорпусов, разве что дело было не в минах, а в низкой надёжности танков и плохой подготовке личного состава (для справки: механиков-водителей 46-тонных КВ учили на 2,7-тонных Т-27).
Тем временем советские бомбардировщики наносят «хирургический» удар по аэродромам врага и уничтожают находящиеся там самолеты. Вражеские зенитчики просто фиксируют пролёт самолетов — стреляют без малейшего эффекта.
Виктор Суворов, доказывавший в своих книгах, что советская стратегия состояла в уничтожении вражеской авиации на аэродромах первым ударом, был бы доволен. Но, увы, предвоенными инструкциями такие действия не предполагались, а попытки бомбить финские аэродромы в июне 1941 года (решение принималось, скорее всего, под впечатлением успехов немецких налётов на советские аэродромы) ни к чему хорошему не привели.
Однако в немецком укрепрайоне (тоже, кстати, вопрос — они собираются нападать или обороняться?) есть подземные аэродромы (подземный аэродром строился в подмосковных Люберцах по распоряжению Тухачевского, но закончить его не удалось). С них взлетают немецкие истребители (в них легко узнаются И-153) и атакуют идущие без истребительного сопровождения (!) СБ. Итог боя — 2 бомбардировщика сбиты ценой потери 18 истребителей…
Вообще-то в оригинальной книжке Шпанова речь идет о неведомых науке самолетах СБД, вооружённых двумя пушками совершенно несамолётного калибра 57 мм (судя по всему, это динамо-реактивные пушки конструкции Курчевского, также продвигавшиеся Тухачевским). Они расстреливают вражеские истребители издалека и легко от них уходят. В фильме же обычные СБ, вооруженные ШКАСами. В реальном бою 1939 года соотношение потерь было бы обратным, а в 1941 году немцы сбивали неманёвренные и почти лишённые защиты СБ в любом количестве и почти без потерь.
Лётчики одного из бомбардировщиков (собственно главные герои) попадают в тыл к немцам, там захватывают форму и документы немецких офицеров, с лёгкостью попадают в подземный штаб укрепрайона. При этом они настолько хорошо знают немецкий язык и реалии, что их разоблачают только тогда, когда они прямым текстом передают информацию о местонахождении подземных аэродромов советскому командованию.
Ну и хеппи-энд: бомбардировщики блокируют подъём немецких самолетов, руководителя истребительных сил убивает солдат-антифашист (подполье в секретном районе вообще чувствует себя как дома), а начальника укрепрайона берут в плен десантники. Главные герои улетают на И-16 с красными звездами, предназначенном для секретных акций.
В общем, малой кровью на чужой территории.
Такие вот весёлые картинки. Жаль, что в фильм не вошли наиболее куртуазные моменты книги Шпанова — вроде бомбежки концлагерей, в которых фашисты содержат рабочих…
Кстати, довольно интересные моменты связаны с самой атмосферой и оформлением. Например, в советской части фильма всюду фигурируют портреты Сталина и Ворошилова — или Сталин-скульптура и Ворошилов-портрет, или Сталин с Ворошиловым (причем Сталин Ворошилова довольно интимно обнимает). Иногда отдельно тот или другой.
А вот у немцев никаких идеологических маркеров нет — ни те фашистских знамен, ни портретов Гитлера, ни даже просто специфических приветствий.
Фильм лёг на полку сразу же после выхода — уже 23 августа был подписан пакт о ненападении, а 28 сентября — договор о дружбе и границе. Антифашистская пропаганда в СССР была свёрнута.
В 1941 году фильм тоже оказался неактуален — уж очень очевиден был разрыв с реальностью.
Несмотря на то что Абрам Роом считается одним из столпов отечественного кинематографа, а его «Третья Мещанская» и «Гранатовый браслет» по праву стали классикой, «Эскадрилья №5» прочно забылась, а сейчас интересна только любителям всякой киноэкзотики — старой фантастики и пропагандистского кино.