Вопрос в том, кого в команде Зеленского считают противником. Ведь по ту сторону линии противостояния — такие же граждане Украины. Вряд ли в АП станут утверждать, что в четырехстах метрах от президента находилась регулярная российская армия. Сообщается, что Зеленскийпообщался с бойцами Вооружённых сил Украины (ВСУ) по вопросам их бытовых условий, качества питания, материального обеспечения.
Президент также заслушал доклад командующего Операцией объединенных сил (ООС) генерал-лейтенанта Александра Сырского о ситуации в районе проведения ООС. В совещании принял участие начальник Генерального штаба — главнокомандующий ВСУ генерал-лейтенант Руслан Хомчак.
Тем временем в соцсетях уже советуют президенту посетить не только блиндажи и окопы, но и пункты пропуска, где граждане Украины стоят в многочасовых очередях… Такая поездка несла бы совсем другую смысловую и символическую нагрузку. Ведь Зеленский обещал мир — и избран как «президент мира» (впрочем, таковым сначала считали и Петра Порошенко). Но выбор маршрута первой рабочей поездки, конечно, не случаен: вероятно, в команде Зеленского рассчитывают на парламентских выборах получить голоса не только сторонников немедленного достижения мира, но и тех, кого кормит война.
Сам Зеленский в инаугурационной речи определил в качестве приоритетной задачи прекращение огня в Донбассе. Со дня инаугурации пошла вторая неделя, обстрелы в Донбассе продолжаются, а по некоторым данным даже усилились в сравнении с периодом между двумя турами президентских выборов, силовики не выведены из серой зоны.
Может ли Зеленский в настоящее время в качестве главнокомандующего просто отдать приказ о прекращении огня — будучи уверенным, что его выполнят? Это вопрос дискуссионный. По сообщениям украинских СМИ, в рядах ВСУ хотели провести опрос, выясняя отношение военных к возможным переговорам с республиками Донбасса. Распоряжение (подписанное ещё 18 мая) отменено, но сама история говорит о многом. Если у Зеленского есть сомнения в том, что его приказ о прекращении огня будет выполнен, то промедление понятно…
Но прекращать огонь необходимо, другого пути к миру нет. И такого приказа о прекращении огня ждут от Зеленского не только на Украине.
Ранее, 21 мая, полпред РФ на переговорах контактной группы по Украине Борис Грызловотметил, что «новый президент Украины может использовать свои полномочия, чтобы прекратить обстрелы и вооруженные провокации со стороны ВСУ». По словам полпреда, «для этого украинскому президенту достаточно отдать приказ о прекращении огня собственным силовикам».
Важный момент подчеркнул экс-депутат Верховной Рады Украины Олег Царёв. По его словам, обстрелы и гибель людей в Донбассе «не прекратятся до тех пор, пока солдаты с обеих сторон будут видеть друг друга в прицел».
«Именно поэтому была договорённость о том, что должна быть зона, которая будет демилитаризована, где не будет военных. И украинские войска заняли эту зону. Войска ДНР, ЛНР чётко стоят на позициях, которые есть, а украинские войска придвинулись. Первый и достаточно простой способ остановить гибель людей, которая происходит каждый день, это отвести украинские войска на те позиции, которые были оговорены в Минских соглашениях… И отдать приказ о прекращении военных действий», — рассказал Царёв в ходе пресс-конференции в рамках спецпроекта «Украинское досье» редакции издания Украина.ру.
С этим согласился модерировавший дискуссию главный редактор издания Украина.ру Искандер Хисамов, отметивший, что «это вопрос политической воли». По его словам, если такая воля не будет проявлена, то «Зеленский потеряет всё очень быстро, гораздо быстрее, чем Порошенко».
А что Россия? Россия выжидает, надеясь получить ответ на вопрос: «Кто вы, президент Зеленский?» — обрисовала ситуацию член Комитета Совета Федерации по международным делам Ольга Тимофеева. По её словам, главными признаками, которые могут свидетельствовать о том, что Москва расценивает намерения Зеленского как мирные, будут прекращение огня в Донбассе огня и обмен пленными.
Сенатор подчеркнула, что Россия в течение последних полутора лет подавала сигналы о готовности к обмену пленными, но — «Порошенко был не готов».
«Поэтому если команда президента Зеленского проявит инициативу, выстроит приемлемые соотношения, то (…) мы очень быстро достигнем договорённости», — сказала Тимофеева.
Но и без участия России обмен пленными должен состояться, считает экс-депутат Верховной Рады Украины Елена Бондаренко.
«Я не вижу здесь (в вопросе о пленных. — Ред.) конкретно русского следа, потому что украинцев меняют на украинцев, — сказала она. — И если Зеленский настоящий президент, то, вообще-то, у него не может быть постановки вопроса, что мы с россиянами должны о чём-то договориться в обмене. Договаривайся с ДНР и ЛНР, потому что украинцев меняют на украинцев, а не украинцев на русских».
Ольга Тимофеева на это заметила, что Россия настаивает на прекращении огня и обмене пленными как «сторона наблюдения в Минском процессе». Позиция Москвы заключается в том, что именно эти пункты — обмен пленными и прекращение огня — должны быть достигнуты в первую очередь.
«Считаем, что истребление граждан Украины, жителей Донбасса является недопустимым. И не может быть вообще никаких разговоров и подвижек в налаживании отношений (Украины и РФ. — Ред.), пока не будут решены принципиально вот эти вот задачи», — констатировала Тимофеева.
Но собираются ли в команде Зеленского решать эти задачи? Сомнения в этом выразил в эфире телеканала NewsOne глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук. Он отметил, что некоторые заявления Зеленского и членов его команды говорят о том, что урегулирование конфликта в Донбассе не планируется. Риторика Киева — не изменилась, и «эта риторика… не приведет к улучшению ситуации в вопросах мира на Донбассе».
Да и возможен ли мир, если Украины, по признанию политика, находится под внешним управлением США?
В то же время Медведчук отметил, что новый президент должен определить представителя Украины в трехсторонней контактной группе на переговорах в Минске и представителей в рабочих подгруппах — гуманитарной, политической, экономической и военной.
«И когда господин Зеленский или его команда это сделают — мы увидим эту новую делегацию в Минске», — сказал политик, добавив, что, по его мнению, это будет сделано, это обязанность президента, «потому что это Минские договоренности, которые признаны во всем мире безальтернативными и утверждены решением Совета безопасности ООН».
А самый первый пункт в документе о комплексе мер по выполнению Минских соглашений, напомним, предусматривает «незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч 00 мин (киевское время) 15 февраля 2015 года». И этот важнейшее условие не выполнено до сих пор.