Об этом свидетельствует массовая демонстрация 22 мая у Верховной Рады активистов двух националистических организаций, еще в феврале—марте демонстративно игнорировавших друг друга. Напомню, что раскол среди объединившихся было в марте 2017 года ультраправых организаций произошел после того, как 14 октября 2018 года «Свобода» без консультаций со своими союзниками выдвинула от националистов единым кандидатом в президенты Руслана Кошулинского, что вызвало резкую обиду со стороны вождя «Нацкорпуса» Андрея Билецкого. Кошулинского поддержали на выборах ОУН, С14, «Правый сектор»* и Конгресс украинских националистов, а «Нацкорпус» тогда остался в гордом одиночестве.
Что же изменилось сейчас? Ведь выборы президента уже прошли и никто из кандидатов-националистов не мог рассчитывать на получение президентского кресла.
А изменилось то, что выборы в Раду передвинулись с октября на июль. Утром 20 мая после инаугурации Владимир Зеленский заявил о роспуске парламента, и уже через несколько часов пять нардепов от «Свободы» обратились к новому президенту и председателю Верховной Рады Андрею Парубию с официальными письмами о необходимости изменения выборного законодательства.
Спустя два дня у здания парламента реяли флаги как «Свободы», так и «Национального корпуса». Две националистические партии сблизились друг с другом как в прямом, так и в переносном смысле.
Официальные ресурсы партий работали в режиме переклички. С одной стороны звучало: «Свобода» требует срочного изменения избирательного законодательства». С другой: «Верховная Рада провалила изменения избирательного законодательства. Считаем это произволом и трусостью со стороны политиков, которые презирают украинцев и предают украинские интересы».
При этом каждая из политических сил тянет одеяло в свою сторону, отказываясь упоминать о фактах синхронных действий другой или показывать ее активистов в своих фото- и видеоотчетах, хотя они стояли у Рады буквально в двух шагах друг от друга.
Желания-то националистов в принципе идентичны. «Наши требования — отмена мажоритарки, снижение проходного барьера до 3% и введения открытых партийных списков. Только такие шаги позволили бы активной молодежи пройти в парламент и менять страну», — откровенно заявляет Telegram-канал «Нацкорпуса».
В «Свободе», как всегда, все сложнее. «Председатель Верховной Рады Парубий обязан срочно созвать внеочередное заседание парламента, чтобы принять новый закон о выборах по открытым партийным спискам», — написал 20 мая в Facebook вождь партии Олег Тягнибок.
Но затем все конкретизировал и при этом запутал: «Представители ВО «Свобода» требуют также принятие [закона о] запрете платной политической рекламы во время избирательной кампании. Депутаты от «Свободы» подали альтернативный президентскому законопроект, который будет дополнен двумя основными пунктами. Кроме запрета платной политической рекламы перед выборами, националисты требуют установления реальных механизмов привлечения преступников к уголовной ответственности за подкуп избирателей. Соответствующие пункты содержатся в Программе защиты украинцев — основном программном документе ВО «Свобода»».
Упорное желание «свободовцев» всегда и везде протолкнуть именно «свой» вариант закона уже не раз приводило их к фиаско, но так пока ничему и не научило. Однако в целом требования у них идентичные с партией Андрея Билецкого, не случайно они и митинговали под Верховной Радой в день, когда нардепы рассматривали предложенный Владимиром Зеленским законопроект об изменении избирательного законодательства.
Почему законопроект, пусть даже исходящий от нового президента, которого тот же «Нацкорпус» постоянно клеймит за пророссийские настроения, нарушения закона при назначении новых чиновников и прочее, так важен для националистов?
Существующий барьер в 5% ни одна из ультраправых партий не проходит, и даже близко к нему не приближается. Например, свежий опрос Социологической группы «Рейтинг», проведенный с 16 по 21 мая, показал, что за «Свободу» на парламентских выборах готовы проголосовать 1,2% от общего числа опрошенных, 1,4% от числа намеренных прийти на выборы и 1,6% от числа намеренных прийти на выборы и определившихся со своим выбором.
С «Нацкорпусом» все еще печальней (для них самих, конечно). Большинство социологов даже не включает его в опросные листы. Правда, Билецкий пытается изображать оптимизм, по-прежнему обвиняя социологов в подтасовках.
«Вся украинская социология — это просто… Социология — это абсолютный абсурд. Я убежден, что три процента нам и сейчас, еще до того, как мы официально заявили о начале политического пути «Нацкорпуса», и так по зубам. Сегодня вышла бельгийская социология, где у «Нацкорпуса» полтора процента у тех, кто придет на выборы. Американская социология, которая выйдет через неделю, показывает примерно тот же результат. И в них я даже не верю», — заявил Билецкий 22 мая «Громадскому».
Как говорится, главное не думать, главное верить вождю. Правда, и на практике пока что электоральные успехи «Нацкорпуса» очень скромны, за несколько лет его члены смогли избраться лишь в депутаты нескольких объединенных территориальных общин.
Упомянутая Билецким «бельгийская социология» — это опубликованный 2 мая опрос, проведенный с 23 по 30 апреля международным исследовательским центром The Belgium-Ukraine Research Institute, базирующимся в Бельгии. Согласно этому опросу, за «Свободу» на выборах в Верховную Раду готовы были отдать голоса 3,8% от числа намеренных прийти на выборы и определившихся со своим выбором (другой графы в опросе не приведено), а за «Нацкорпус» — 1,4%.
Стоит заметить, что эта графа определяется при отсеивании тех, кто заявляет о нежелании идти на выборы, а вот само число в разных опросах может сильно различаться, поэтому необходимо приводить и число симпатизантов разных партий от общего числа опрошенных. Да и в наличие уровня в 3,8% поддержки на парламентских выборах у «Свободы», чей кандидат Кошулинский набрал 31 марта в первом туре президентских выборов лишь 1,62% голосов, верится как-то слабо. Рейтинги «Свободы» уже год или два не поднимаются выше двух с небольшим процентов.
Пятипроцентный барьер при таких рейтингах не преодолеть никак, а вот 3%-й — еще можно попробовать. Как отмечал еще пару лет назад один мой украинский знакомый, ранее много лет работавший в политическом консалтинге, рейтинги у того же «Нацкорпуса» отражают ситуацию со слабыми затратами на рекламу, но при хорошей финансовой накачке партия Билецкого может очень хорошо «взлететь». Не поэтому ли в отличие в «Нацкорпусе» в отличие от «Свободы» не требуют запрета на платную рекламу на выборах?
Что касается запрета мажоритарщиков, «Нацкорпус» практически не имеет шансов провести в новый состав кого-либо из своих членов, так как (за исключением разве что Билецкого) они не имеют достаточной узнаваемости, политического веса и т.д. Это касается даже второго нардепа от партии Олега Петренко, прошедшего в 2014 году мажоритарщиком в родных Черкассах при поддержке Блока Петра Порошенко.
Между тем у «Свободы» есть ряд сильных кандидатов, прежде всего глава киевского отделения Андрей Ильенко, уже дважды (в 2012-м и 2014-м) успешно избиравшийся в Раду от 215-го одномандатного округа, включающего части Днепровского и Деснянского районов Киева. Но таких политиков в партии все же мало и в противостоянии с «денежными мешками», поддержанными крупными политическими партиями и действующими мэрами, у националистов шансов немного.
Любые выборы мажоритарщиков проходят по принципу «победитель получает все», а на выборах по партийным спискам можно получить в одном округе 2%, в другом 5%, а в каком-то и 10—20% голосов, просуммировав их потом по стране и попытавшись преодолеть избирательный барьер, сформировав целую фракцию в Раде. Сейчас ни у одной из националистических партий таковой нет, хотя есть отдельные нардепы-мажоритарщики (пять у «Свободы» и два у «Нацкорпуса»).
Именно эту цель и ставят перед собой националисты.
«Уже всем понятно, что мощная фракция националистов в парламенте необходима Украине буквально как эритроциты в крови», — заявил 20 мая Тягнибок.
Той же красивой картинкой обосновал 25 января на помпезном съезде «Нацкорпуса» свой отказ от участия в президентских выборах Билецкий — мол, вместо этого «мы собираемся получить огромную фракцию в 2019 году в украинском парламенте».
Самое интересное — смогут ли две партии снова объединиться в альянс, как в 2017 году, ради прохождения в Раду (тогда, правда, суммарный рейтинг «Свободы», «Нацкорпуса» и «Правого сектора» достигал 5,1%)?
* Деятельность организаций запрещена в РФ