Выступая в Верховной Раде с инаугурационной речью, президент Владимир Зеленский заявил: работать парламенту осталось недолго.
«Я очень прошу принять вас закон об отмене депутатской неприкосновенности, закон об уголовной ответственности за незаконное обогащение, многострадальный Избирательный кодекс и сделайте, пожалуйста, открытые списки <…> У вас на это будет два месяца», — отметил Зеленский.
В тот момент по Раде прокатился недовольный гул. А Зеленский меж тем продолжал.
«Заработайте себе неплохие баллы на досрочные парламентские выборы. Я распускаю Верховную Раду восьмого созыва! Слава Украине!» — завершил свою речь новый глава государства.
Позже стало известно, что новый президент назначил по этому поводу консультации с главами парламентских фракций на утро 21 мая. Но будет ли работать распущенная Рада?
Работать будут!
После слов Зеленского незнакомые с украинским законодательством люди могли задать себе вполне логичный вопрос: если Верховная Рада распущена, то как она будет работать? Те, кто неплохо знаком с историей Украины, могли вспомнить 2007 год, когда украинский парламент фактически не работал до внеочередных выборов.
Однако на деле политический кризис 2007 года отличается от сегодняшних реалий. Тогда украинский парламент не работал потому, что члены «Блока Юлии Тимошенко» и президентского блока «Наша Украина» несколько месяцев бойкотировали заседания Верховной Рады, а 18 апреля и вовсе сложили депутатские мандаты, что «превратило в тыкву» парламент, сделав его недееспособным. Таким образом люди Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко добивались скорейшего назначения внеочередных выборов, что им в итоге и удалось.
На этот раз все не так, а значит, Рада будет работать.
«Парламент работает после роспуска. Эта проблема уже обсуждалась в 2007 году и, по-моему, было разъяснение Конституционного суда. Есть принцип беспрерывности работы государственных институтов. Полномочия Кабмина, который ушел в отставку, заканчиваются только тогда, когда формируется и утверждается новый Кабинет министров. Точно так же и с Верховной Радой: полномочия нынешней Верховной Рады закончатся тогда, когда будет сформирована и примет присягу новая Верховная Рада», — поясняет в комментарии изданию Украина.ру политолог Владимир Фесенко.
По его словам, роспуск — «процедура для выборов».
«Юридически полномочия парламента продолжаются, и он может принимать решения», — указывает Фесенко.
Таким образом, у народных депутатов будет возможность среди прочего принять и Избирательный кодекс, о котором говорил Зеленский на инаугурации.
Примечательно, что готовность идти на перевыборы уже выразил лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко. И это притом, что именно с Ляшко был связан единственный инцидент на инаугурации, когда тот перебил Зеленского во время его речи.
«Президент Зеленский пригласил меня на консультации о роспуске Рады. Конституционных оснований для роспуска Рады нет. Это чисто политическое решение. Но мы идем на досрочные выборы, ведь этого ожидает общество. Однако чтобы украинцы снова не были обмануты, нужно немедленно изменить избирательный закон, отменив мажоритарку как главный источник политической коррупции», — написал Ляшко в Facebook.
Выборы в одномандатных округах в первую очередь выгодны бывшим партиям власти — «Блоку Петра Порошенко» и «Народному фронту», да и ряду других политсил. Но новый президент крайне заинтересован в отмене «мажоритарки».
Самоубийственное решение
Выступая в Раде, Зеленский не только упомянул Избирательный кодекс, но и настоял на открытых избирательных списках. Последнего он мог и не делать, ведь они прописаны в упомянутом им документе. Избирательный кодекс Украины был принят в первом чтении 7 ноября 2017 года. Так с тех пор он и завис в «мертвой точке»: его не выносили на второе чтение.
Этот документ, среди прочего, предусматривает переход на пропорциональную избирательную систему, что смерти подобно для многих парламентских фракций. Достаточно заметить, что тот же «Блок Петра Порошенко» стал самой большой фракцией в Раде благодаря мажоритарке. Так, больше всего голосов на выборах 2014 года получил «Народный фронт» — 22,14%, что позволило провести в Раду 64 «списочных» депутата. Однако мажоритарщики от этой политсилы подвели — они смогли выиграть лишь в 18 округах. В то время как мажоритарщики от БПП, получившего 21,82 %, смогли победить в 69 одномандатных округах. В итоге в Раду прошли 69 мажоритарщиков от этой политсилы и 63 «списочных» депутата, что позволило президентской политсиле стать самой многочисленной в парламенте.
Для сравнения: от «Самопомощи» в одномандатных округах выиграл один человек, «Батькивщины» и «Оппозиционного блока» — по два, а «Радикальная партия» и вовсе не смогла похвастаться хотя бы одним депутатом-мажоритарщиком.
Зато в Раде есть еще 100 мажоритарщиков, которые в парламент заходили в большинстве своем как самовыдвиженцы (таких — 96 человек). Общее же количество одномандатных округов на выборах 2014 года составило 198 единиц. С учетом заинтересованности бывших партий власти и многих народных депутатов в сохранении «мажоритарки», эксперты сомневаются, что Зеленскому удастся протащить переход от смешанной к пропорциональной системе до внеочередных выборов.
«Вряд ли депутаты в большинстве своем поддержат отказ от мажоритарных округов. Для многих — для Ляшко, Зеленского и «Батькивщины» это был бы выгодный вариант — сугубо партийная система выборов. Но в нынешней Верховной Раде это маловероятно», — отмечает Фесенко.
Он говорит, что сейчас обсуждается вариант внесения точечных изменений в законодательство, чтобы склонить колеблющихся на сторону нового президента.
«Если найдут компромисс с частью мажоритарщиков, что уменьшат избирательный барьер до 2-3%, тогда, может быть, часть из них согласится на выборы по партийным спискам. Но пока это маловероятно», — отмечает Фесенко.
Завтрашняя консультация в Администрации президента Украины покажет, насколько эффективно Зеленский умеет убеждать. Но вряд ли он откажет себе в удовольствии покритиковать народных избранников в случае, если те так и не примут Избирательный кодекс, внеся нужные Зеленскому изменения в избирательное законодательство. Тем не менее для многих народных депутатов это вопрос их политического будущего.