- Сергей, на шествиях в День Победы в Киеве и в других городах Украины полиция и националисты задерживали людей с георгиевскими ленточками, с советской символикой, а за демонстрацию красного флага, как сообщается, заведено уголовное дело, человеку грозит реальный срок. В то же время в Житомире, где вы участвовали в праздничных мероприятиях, было море красных знамён. Как реагировали на это полиция и националисты?
— Я как журналист делал в Житомире репортажи для ряда киевских СМИ. Что могу отметить? В этом году было около пяти тысяч участников шествия, и потом многие люди несли и несли цветы к мемориалу. А националисты? Я насчитал два-три десятка представителей националистических групп, которые шли впереди общей колонны. Ещё человек пятнадцать приехали из другого города. Также я видел, что на площади раздавали листовки каких-то националистических организаций с призывами или предупреждениями отказаться от георгиевских лент и советских символов. Не знаю, куда эти листовки отнести, это провокация или просто предупреждение? Это вопрос к юристам.
- Судя по всему, эти предупреждения не возымели действия?
— Не возымели, красных флагов было много. Единственно, я заметил, что коммунистическая символика, серпы и молоты на них заклеили, хотя вряд ли это правильно делать в День Победы. Но, как бы то ни было, в целом настроение у людей было приподнятое, ощущение Победы буквально искрилось в воздухе, я бы сказал так: люди с радостью вышли на этот праздник.
- А в прежние годы?
— И раньше выходили тысячи людей. В этом году, может быть, даже чуть меньше их было. Я связываю это с тем, что многие уехали в поиске работы, а ветеранов стало меньше — время неумолимо. Но вот настроение стало более уверенным, стало больше сплочённости, люди стали дружнее и, может быть, более радостными.
- Может быть, это связано и с изменениями политическими? В стране избран новый президент, пусть он ещё и не вступил в должность. Какие в народе есть надежды в связи с этим?
— Надежды всегда есть. Люди ждут и какого-то политического потепления, и, конечно, надеются на то, что будет рост экономики. Люди хотят не только Польшу укреплять своим трудом, но иметь возможность вернуться домой, к семьям, и трудиться на благо своей страны, получая за это достойную зарплату. Это, наверное, одно из главных чаяний сейчас.
- Скоро парламентские выборы, а левый фланг в украинской политике тщательно зачищен. Есть надежды на возрождение левого движения?
— По этому поводу я заметил одну интересную вещь. В одном из интервью олигарх Игорь Коломойский, когда его спросили об идеологии партии «Слуга народа», сказал, что это партия, скорее, левоцентристская. Это меня удивило. Я так понимаю, что это реакция на настроения в обществе, а маятник уже пошёл в левую сторону — отсюда и изменения в риторике. Крупная буржуазия тоже левеет в кавычках. Обещают снизить тарифы, говорят о послаблениях мелкому и среднему бизнесу — в этом выражается эта левизна.
- Какие проблемы более всего беспокоят людей в украинской провинции?
— Прежде всего проблемы экономические. Условно говоря, холодильник беспокоит. И беспокоит то, что нет уверенности в завтрашнем дне. Тарифы беспокоят, потому что они просто зашкаливают. За трёхкомнатную квартиру платят до 4 тысяч гривен — это же ненормально, многим просто не под силу платить. Долги за услуги ЖКХ растут по всей стране. Это и объясняет рост левых настроений. Но, конечно, настоящим левым на олигархов рассчитывать не следует.
- Есть какие-то ожидания относительно смягчения ситуации в сфере свободы слова? В Житомире продолжается суд над журналистом Василием Муравицким, вся вина которого заключается в сотрудничестве с российским СМИ…
— Конечно, есть надежды на изменения и в этой сфере, многие надеются, что прекратятся политические преследования в связи со сменой власти. Хотя пока этого не отмечается. 15 мая будет год с момента ареста главного редактора агентства РИА Новости Украина Кирилла Вышинского, а он по-прежнему в СИЗО.
Я сегодня встречался с руководителем ветеранской организации, и он рассказал, что ветераны в своё время подавали иски в суд, требуя отмены переименования улиц в рамках декоммунизации. И подавали иск по поводу восстановления мемориальных досок героям Великой Отечественной войны. Относительно возврата старых названий улицам суд отказал, а дело о восстановлении мемориальных досок ветераны выиграли. Так вот, это было два года назад, но мэрия отказывается выполнять решение суда.
Как же так, решение суда есть — например, восстановить мемориальную доску в честь генерала Черняховского, который освобождал Житомир. А городская власть решение суда не выполняет.
Но такие требования — вернуть старые названия — раздаются по всей стране. Например, в Харькове требуют вернуть улицу маршала Жукова, и мэр города обещает это сделать.
- Тенденция?
— Да, это первые звоночки. Я думаю, такая тенденция скоро по всем городам наберёт силу. И часть старых названий будет восстановлена — может быть, не всё, но часть. Названия улиц будут восстановлены, мемориальные доски — будет определённый откат от политики декоммунизации, потому что это требование времени, это требование общества. А крупный капитал, который и управляет властью, отслеживает общественные настроения и соответственно реагирует в какой-то мере. Вот уже некоторые народные депутаты публично призывают к объективному расследованию трагедии 2 мая в Одессе. Думаю, ближе к выборам (парламента, назначенным по закону на октябрь 2019 год — Ред.) подобных заявлений будет больше.
- Но будет и сопротивление.
— Конечно. Но всё же ситуация меняется. Возвращаясь к празднованию в Житомире, хочу отметить, что изменился сам дух — люди чувствовали себя победителями, ощущали сплочённость. И выступления были достаточно смелыми, говорили о необходимости мира. В целом это демонстрация несогласия с той политикой, которая проводилась на Украине в последние пять лет. А представители власти выглядели, я бы сказал, растерянными — они видели эту массу людей, чувствовали это настроение и не знали, как на это реагировать, как себя вести.