Десятинная церковь была далеко не первой — в Киеве до неё существовала деревянная церковь, в которой духовно окормлялись христиане из числа жителей и гостей стольного града. Она, судя по всему, была разрушена во время гонений на христиан, устроенных князем Владимиром Святославовичем. Зато она была первой каменной и официальной — установленной непосредственно около дворца того же князя Владимира, уже принявшего христианство.
Древнерусский период
Закладка церкви состоялась по инициативе Св. Владимира Крестителя, ориентировочно между 989 и 991 годами. Ее строили русские и византийские строители на протяжении 6 лет неподалеку от княжеского дворца. Предполагается, что установлена она была на месте гибели варяга Феодора и его сына Иоанна, убитых язычниками примерно в 983 году.
Князь Владимир Святославович выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов, откуда и пошло ее название.
О внешнем виде церкви неизвестно практически ничего, но принято считать, что она напоминала уменьшенный вариант Св. Софии. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня (Херсонеса). В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых фигур коней, привезенных из Херсонеса.
Также в церкви хранились мощи cвященномученика Климента, папы Римского, который благодаря князю Владимиру стал первым на Руси святым. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где похоронили христианскую супругу Владимира — византийскую царевну Анну, умершую в 1011 году, а затем и самого Владимира, умершего в 1015 году. Также сюда перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви «крещённых посмертно» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.
Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» — Анастас Корсунянин. Человек это был, судя по всему, лишен моральных принципов — он помог Владимиру успешно завершить осаду Херсонеса, а в 1018 году, во время взятия Киева польским королём Болеславом Храбрым, выдал ему церковную казну и сам отбыл с интервентами в Польшу.
По непонятным причинам церковь освящалась дважды — после постройки и в 1039 году. Предполагается, что второе освящение понадобилось в связи с празднованием ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции или же из-за несоблюдения каких-то деталей процедуры при первом освящении.
В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти меры, вероятнее всего, представляли собой восстановление храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
В 1240 году церковь была разрушена ханом Батыем. В ней засели остатки гарнизона, и она была обстреляна «пороками» (стенобитными орудиями, вероятно — вроде фрондибол). По другой версии, стены обрушились из-за непомерного числа людей, которые взобрались на хоры, спасаясь от татар.
Раннее Новое время
Вторая жизнь Десятинной церкви началась благодаря деятельности митрополита Петра Могилы (Могилэ).
Митрополит убедил короля Владислава IV признать существование в Киеве православных епархий и митрополии, а также занялся восстановлением деятельности православных святынь.
В 1635 году он провел раскопки фундамента Десятинной церкви. Целью было доказать, что церковь изначально была православной, а не католической.
В чем смысл этой дискуссии в отношении храма, основанного до раскола 1054 года, сказать трудно. Тем не менее, святитель Пётр доказал свою правоту — церковь была признана именно православной.
Во время раскопок были найдены саркофаги Св. Владимира и других, однако мощи затерялись после смерти Петра Могилы.
Над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной святыне, в которой была выставлена одна из древнейших икон с образом Св. Николая, по преданию, привезённая Владимиром из Корсуня. Ее руины сохранились еще в XIX веке.
В 1758 церковь была отремонтирована под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (Долгорукой). Был найден и перезахоронен саркофаг святителя Петра.
С деятельностью Петра Могилы связывают и посаженную около фундамента церкви липу. Посадили ее, ориентировочно, в 1635 году, но она жива до сих пор. Существуют версии, что дереву около 1000 лет (притом что максимальный возраст лип — около 150 лет).
XIX-XX века
В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви.
Киевский археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, а затем петербургский архитектор Николай Ефимов открыли план фундаментов, нашли остатки мраморов, мозаик, фресок.
В 1828 году освятили начало строительства новой церкви, которое доверили петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в русско-византийском стиле, но не повторял первоначальной архитектуры (по объективной причине отсутствия представления о том, какой она была).
В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы XVII в., а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма X века. В 1837 году несколько кирпичей из этих фундаментов были заложены в основу Красного корпуса Киевского университета Св. Владимира.
Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Значительная часть средств была внесена императорской семьей.
Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским.
В 1842 году новую Десятинную церковь Успения Богородицы освятили митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.
В 1908-1911 годах фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там, где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы.
При советской власти, в 1928 году, вторая Десятинная церковь была снесена, а в 1936 году её остатки окончательно разобрали на кирпичи.
В 1938-1939 годах экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством Михаила Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаичного пола, настенных фресок и мозаик, каменные гробницы, остатки фундаментов. Рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X веков.
XXI век
Сейчас около фундамента исторической церкви функционирует целый Десятинный монастырь.
В 2006 году была проведено пасхальное богослужение около фундамента, для чего был установлен храм-палатка. Аппетит приходит во время еды — и службу растянули на всю неделю.
К концу процесса в храме-палатке была явлена чудотворная икона, и было решено её тут на месте и оставить, для чего была возведена небольшая деревянная церковь.
В 2007 году блаженнейший митрополит Владимир освятил храм в честь равноапостольных великих князя Владимира и княгини Ольги.
Постепенно временная конструкция была обложена кирпичом, украшена и превратилась в полноценный храм.
В 2009 году Священный синод УПЦ открыл Рождества Пресвятой Богородицы Десятинный мужской монастырь. Наместником монастыря был утвержден архимандрит Гедеон (Харон).
С 2010 года в монастыре проводится постриг, а в 2015 году состоялась канонизация Блаженного Христа ради юродивого Иоанна Босого.
Разумеется, нахождение постройки на территории историко-архитектурного заповедника «Древний Киев» незаконно. Но у монастыря были и есть высокие покровители (например, депутат Юрий Мирошниченко). Все власти Киева старались в конфликт с УПЦ по этому поводу не вступать.
В 2017 году на монастырь попытались напасть националисты. Разумеется, их беспокоил не захват земли и самовольная стройка, а то, что это церковь «московских попов».
Для начала двое отморозков попытались сжечь церквушку при помощи «коктейля Молотова». Она, к счастью, не загорелась. Отморозков, оказавшихся студентами-архитекторами, задержали. Тут же началась истерика «патриотической общественности» под лозунгом «онижеархитекторы» — ребята просто пытались улучшить вид города, спалив МАФ с охраняющим его монахом… Была организована акция протеста нескольких десятков националистов (надо понимать — поголовно язычников). Но на защиту храма вышло несколько сотен верующих.
Главным, однако, оказалось то, что архимандрит Гедеон — гражданин США и среди братии есть несколько американцев (говорят — бывших военных). Он позвонил на улицу Сикорского и посол Йованович, по слухам, провела разъяснительную работу с министром Аваковым.
Однако со временем позиция США по этому вопросу изменилась. Был взят курс на создание ПЦУ, и монастырь УПЦ во главе с американцем оказался невыгоден. В феврале 2019 года Гедеона не пустили на Украину после поездки в США.
Впрочем, монастырь всё равно продолжает функционировать.
Раскопки
В 2005 году начались новые раскопки фундаментов под руководством Глеба Ивакина, и площадка, на которой находилась церковь, была на долгие годы огорожена. По-моему, забор убрали только в 2012 году, когда был создан музей Десятинной церкви.
Сначала шли раскопки, потом долго судили-рядили, что делать дальше. Церковь настаивала на строительстве нового здания. Археологи — на музеефикации. Объявили конкурс, причем были очень удачные проекты (особенно интересным был вариант, предложенный выдающимся украинским архитектором Ларисой Скорик). В конечном итоге претензии церкви были отброшены, но музеефикация проведена в самом минималистическом варианте.
Впрочем, это дело прошлое, а вот в ходе раскопок удалось найти массу ценного археологического материала.
— Было установлено, что помимо византийских мастеров, в работе над церковью принимали южные славяне (болгары, например). Они оставили кириллические граффити на некоторых кирпичах и предложили использовать для пола поливную плитку.
— Был обнаружен довольно крупный фрагмент фрески — более 2,5 кв. метров. Это самая древняя фреска в Восточной Европе. Считается, что этот фрагмент вместе с колонной упал во время землетрясения.
— На большой глубине (а траншеи достигали глубиной 7 метров), было обнаружено языческое кладбище, на месте которого, собственно, и была поставлена церковь. Обнаружено было порядка сотни могил. Тогдашних жителей Киева хоронили под земляными курганами от 1,5 до 3-4 метров в высоту, накрывая могилы досками или в колоде.
— В 2008 году была найдена плинфа (тонкий плоский кирпич), на которой были выцарапанные ножом буквы, из которых составляется слог «ЩИ». Ученые считают, что надпись могла означать первый слог слова «считай» или цифру 708. Это древнейшая сохранившаяся надпись на Руси.
— В 2009 году под фундаментом церкви (но выше захоронений) был обнаружен дом, построенный в VIII веке. От него осталась глиняная печь размером метр на метр, которая находилась у двери дома, чтобы дым быстрее выветривался из помещения. Печь изначально была гораздо меньше, но, видимо, когда семья стала больше, ее расширили, а стенки укрепили осколками старой посуды. Сам дом был размером 3 на 4 метра и углублялся в грунт на 1,2-1,3 метра.
— Был найден кочедык — костяной рог для развязывания узлов и плетения лаптей. Он имеет скандинавское происхождение и украшен животным и растительным орнаментом. Сделан примерно в Х веке. Нашли его в одном из языческих захоронений. Кочедык немного обгорел: археологи считают, что он стал участником языческого обряда и даже побывал в погребальном костре.