Некоторое облегчение и даже эйфория, которые испытывали те, кто желал ухода Петра Порошенко с поста президента Украины, сменились отрезвлением, когда были услышаны первые заявления нового президента Владимира Зеленского. И они пока мало отличаются от того, что говорил Порошенко. Но если во внутриукраинских делах и можно ожидать перемен, то, что касается международных отношений, антироссийская политика получит лишь новый импульс. И скорее всего, ракетный.
Холодный душ
Пока Зеленский празднует победу, отдыхает в Турции, а его люди, заполняя медийную паузу, пишут оптимистичные твиты, приглашают соискателей на кастинг пресс-секретаря президента, Палата представителей Конгресса США, во время открытых слушаний, озадачила нового президента Украины новыми пожеланиями в виде безапелляционных указаний. Именно так. Конгресс США, через посольство в Киеве озвучил задачи, которые Вашингтон ставит перед Владимиром Зеленским. Список содокладчиков освежает в памяти холодную зиму 2014 года. Там выступили экс-помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд, координатор госдепа по санкционной политике Дэниел Фрид и действующий глава Института исследования войны Джон Кин.
Эти эксперты рекомендуют к исполнению, кроме дежурной борьбы с коррупцией, обеспечения политической стабильности и экономического благосостояния Украины, в первую голову — надежное партнерство с США в деле наращивания политической, дипломатической и военно-технической борьбы против России. А так же открыто призывают нового главу государства обратить особое внимание на наблюдение за ситуацией относительно безопасности в Азовском море, усилить работу над увеличением санкций США против России в координации с европейскими партнерами. А США и ЕС должны скоординировать свои позиции в энергетической сфере, чтобы противодействовать попыткам России манипулировать энергетическими ресурсами, в частности, проектом «Северный поток-2», в политических целях.
В жанре фэнтэзи есть клише: когда заключаешь договор с дьяволом, то в момент, когда он помогает решить проблемы, ты ощущаешь облегчение и эйфорию. Но в момент наивысшего воодушевления является суровое напоминание о том, что долг нужно отдавать, а договору — следовать. Владимир Зеленский, получив пост президента Украины, получил и все, что к нему за прошедшие пять лет приковал цепями Петр Порошенко. Кабальную зависимость от западных партнеров в вопросах международных отношений. Киев не самостоятелен во внешней политике и не имеет права на суверенные решения.
Правый бампер НАТО
Порошенко сам, своими руками приковал Украину к США и НАТО, а конституционным пунктом о «стремлении» в Североатлантический альянс, принятым в феврале конституционным большинством Рады, обрек страну на участь буферного государства. И если начнется ядерная война, Украина превратится в пепел первой, давая возможность Европе и США выжить. Киев обречен быть жертвой, но пока не обязан. Обязанность появится, как только Украина, следующим логическим шагом, откажется от безъядерного статуса. Порошенко и «партия войны» за пять лет много раз это повторяли на самом официальном уровне.
Но если слова о том, что Киев хотел бы производить и иметь ядерное оружие — это очаровательные хотелки, то производство носителей вполне возможно. 2 мая уходящий за Порошенко министр иностранных дел Павел Климкин напомнил об этом в интервью «Голосу Америки». Министр вспомнил о выходе США из договора о ликвидации ракет малой и средней дальности (ДРСМД), и сказал, что Украина будет отвечать на эту ситуацию, поскольку у страны есть мощности и потенциал для производства ракетного оружия.
«Какие ракеты нужны нам в будущем, решать нам», — сказал Климкин.
Это еще не заявление о намерении производить и размещать ядерные ракеты. Это прогноз о том, что такие планы есть. И журналист «Голоса Америки» совершенно не случайно оказался именно в это время именно возле этого человека с именно этим вопросом.
Планы Вашингтонского обкома
Еще в феврале позицию Украины в связи с прекращением действия ДРСМД прокомментировал бывший посол США в Киеве Стивен Пайфер, который изложил повестку, разработанную Вашингтоном для своего младшего партнера. По словам Пайфера для Украины нет смысла оставаться под предусмотренными соглашением ограничениями. Напомню, что США и Россия не единственные стороны ДРСМД. В связи с распадом СССР обязательства по договору взяли на себя одиннадцать республик бывшего Союза, кроме Прибалтики. А в 1992 году Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина подписали Лиссабонский протокол, которым взяли на себя все обязательства СССР по СНВ-1 и другим соглашениям об ограничении и нераспространении ядерного оружия.
Далее Стивен Пайфер напомнил, что теперь Киев может прекратить свое участие в ДРСМД, следуя примеру Вашингтона. Украина полностью выполнила Лиссабонский протокол, но не принимала обязательств никогда не приобретать стратегические виды вооружений в будущем. Куратор Украины строго напомнил, что попытка создания Украиной межконтинентальных баллистических ракет (МБР), несомненно, встретит сильное сопротивление со стороны Соединенных Штатов. Но никаких вопросов о ракетах средней дальности наземного базирования у Вашингтона к Киеву не будет.
«У правительства США не будет никаких юридических оснований возражать, если Украина выйдет из Договора о РСМД, поскольку в этом Киев будет прямо следовать примеру Вашингтона. И нашлось бы немного оснований для протестов, если бы Киев пришел к выводу, что ракеты средней дальности могут повысить его способность сдерживать Россию от эскалации военных действий — при условии, что эти ракеты будут снаряжены обычными, а не ядерными боеголовками» — сказал Стивен Пайфер.
Слово и дело
Сразу же после знаковых заявлений американских партнеров Петр Порошенко заявил о том, что Украина разработала ракеты с дальностью поражения более тысячи километров.
«У нас появилась ракета, которая успешно прошла испытания и способна стрелять более чем на 1000 км, и нести боевой заряд весом 150 кг. Это высокоточная крылатая ракета», — сказал бывший президент.
Правда то, что было показано, как «крылатая ракета» заставило наблюдателей и экспертов усомниться в правдивости украинского президента. Потому что все увидели советскую противокорабельную ракету Х-35, которую разрабатывало киевское КБ «Луч», занимавшееся ей еще при Союзе. На момент распада СССР на Украине оставалось значительное количество боевых ракет подобного типа. 575 ракет типа Х-55СМ были переданы России, а 483 ракеты типа Х-55 — уничтожены.
Но уничтожили не всё, а только готовые изделия. В 2001 году был скандал по поводу подозрений в контрабанде ракет средней дальности в Китай и Иран, вооруженные силы которых в указанное время поставили на вооружение ракеты очень напоминающие советские. Китайские клоны называются CJ-10 и YJ-62 (C-602).
В настоящее время Украина имеет научно-производственные мощности для производства даже МБР, хотя реально выпускаются только ракеты средней дальности, вроде рекламируемого и уже упомянутого «Нептуна». Среди разработчиков КБ «Луч» (Киев), «Мотор Січ» (Запорожье), НПП «Радіонікс» (Киев), Харьковский авиационный завод, ГП «Візар» (Жуляны), холдинг «Артем» (Киев) и другие.
Желания и возможности
Одного желания мало. Научно-производственные возможности имеются, хотя в отличие от УССР, которая была в Союзе технологическим кластером, за тридцать лет «незалежная» все растеряла, забросила, украла и продала. Тем не менее что-то Киев показать может. Но есть нюансы. Разовый показ и серия — это существенное разница. Денег у Украины на серию нет. Разве что на ограниченную. Но и тут милитаристов Порошенко ждал очень неприятный сюрприз. В марте генпрокурор Юрий Луценко с парламентской трибуны был вынужден признать, что производство украинских ракет средней дальности стало возможным только благодаря контрабанде российских комплектующих.
И с сожалением в голосе добавил, что теперь достать по теневым схемам необходимые запчасти не представляется возможным, так как Россия перекрыла все каналы поставок контрабанды для ракет.
Зеленский и ракеты средней дальности
И вот Порошенко уходит, а Луценко с Климкиным — тоже. Но эти люди «партии войны» оставляют свое страшноватое наследство Владимиру Зеленскому, который до сих пор никогда не отличался воинственностью. Сейчас послевыборная пауза. Зеленский молчит о всех своих планах, тем более о ядерных ракетах средней дальности. По законам эстрадного жанра паузу заполняют конферансье новоизбранного президента. В области обороны — это бывший соратник еще одного кандидата, Анатолия Гриценко, Иван Михайлович Апаршин. Он в целом повторяет воинственную риторику команды Порошенко, когда речь идет о России. Но в вопросах стратегических, ядерных вооружений он более сдержан. В частности, категорически против производства ядерного оружия и всего того, что не одобрят западные партнеры.
На сегодня можно твердо надеяться, что ядерная риторика все же покинет нас по крайней мере на пять лет. В области военных стратегий, которые касаются договора РСМД, Киев в лице Зеленского будет следовать в русле американских партнеров. Вряд ли у них в планах размещение американских ядерных ракет на Украине. Однако в планы союзников входит использование Украины, как самостоятельного игрока. И если потребуется США помогут Киеву освоить выпуск ракет СМД, выпустить их и разместить на территории «самостийной». Это вполне входит в роль левого бампера НАТО, которая отводится украинским партнерам США. Это усложнит жизнь Москве, но не сильно. Дело в том, что младшие партнеры Вашингтона страдают одной стыдной болезнью — клептоманией.