Попов: У Рады и Кабмина и так достаточно полномочий, чтобы игнорировать президента

Центризбирком Украины во вторник, 30 апреля, объявил окончательные результаты выборов президента. Но, поскольку формально голоса подсчитали еще 23 апреля, в команде Владимира Зеленского уже обвинили ЦИК в затягивании с официальным объявлением итогов с целью не дать новому президенту возможности распустить Верховную Раду
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Якубин: ЦИК в рамках закона максимально оттянул дату инаугурации ЗеленскогоПолитолог Алексей Якубин 30 апреля рассказал изданию Украина.ру, почему ЦИК огласил официальные итоги голосования только сегодня, хотя посчитаны они были еще 23 апреля
О том, насколько справедливы эти претензии и сможет ли новоизбранный украинский президент распустить нынешний созыв парламента, корреспондент издания Украина.ру побеседовал с экспертом Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексеем Поповым.

- Алексей Валерьевич, на ваш взгляд, действительно ли ЦИК затягивал с оглашением итогов голосования? Если да, зачем это делалось?

— Я не вижу особого затягивания со стороны ЦИК. Дату инаугурации определяет Верховная Рада — не только после того, как ЦИК составил протокол, на что по закону положено 10 дней, но и после публикации в «Голосе Украины» или в «Правительственном курьере», на что отводится еще три дня.

Рада завершала пленарную неделю в пятницу, через пять дней после выборов. Понятно, что опубликовать его за 5 дней в официальной прессе было бы слишком быстро по украинским меркам.

Я допускаю, что ЦИК мог бы работать быстрее. Но даже если бы это было опубликовано в понедельник или в субботу, Рада не собралась бы, прервав каникулы. Будет затягивание или нет, будет зависеть от парламента.

Раньше парламент никогда не тормозил инаугурацию. Наоборот, в 2010 году после победы Виктора Януковича она [Рада] даже поменяла график своих пленарных заседаний, чтобы ускорить эту церемонию.

В данном случае Рада не соберется, тем более что сейчас майские каникулы. А 14-го числа будем смотреть. В принципе, у нее есть техническая возможность назначить инаугурацию раньше. Можно уже сейчас начать переговоры и консультации, потому что по законодательству Рада назначает это по согласованию с президентом.

Но проблема даже не в самом затягивании. Я пока в принципе не вижу у Зеленского какого-то лобби в парламенте. Рада выступает против него мощной корпорацией. Роспуск Рады будет обречен на провал.

- Останутся ли у нового президента юридические возможности распустить Верховную Раду?

— Есть очевидный дедлайн для всех — 27 мая, потому что Рада вступила в должность 27 ноября. Есть цифры, которые приводит Андрей Портнов и другие, которые говорят, что надо отcчитывать от предельно возможных сроков вступления в должность Рады следующего созыва. Я считаю это натяжкой.

Но у нас непонятно, есть коалиция или ее нет. Зеленский может действовать, исходя из того, что если Рада скрывает численность коалиции и ее персональный состав, не реагируя на решение судов и запросы СМИ, значит, коалиции нет.

Тем более что, не вводя в регламент положение о коалиции, Рада тем самым сохраняет наследие Януковича, так как все положения о коалиции исчезли в 2010 году, когда была отменена политическая реформа, и после ее восстановления в результате победы Евромайдана регламент восстанавливать не стали.

Если бы сейчас десяток-другой депутатов из БПП или «Народного фронта» заявил о выходе из коалиции, то было бы ясно, что коалиции нет. Было бы очевидно ее реальное отсутствие.

Вот какой еще ход могут сделать его противники. Но как только сейчас разговор о роспуске парламента войдет в практическую плоскость, то какая-нибудь «Самопомощь» вернется в состав коалиции, и вопрос будет снят.

- Будут ли дальше оппоненты Зеленского предпринимать еще какие-то попытки, чтобы помешать ему занять пост президента?

— Рада хочет показать, что Зеленский слаб и не имеет реальных возможностей. Но у Рады с Кабмином и так достаточно полномочий, чтобы игнорировать президента. Думаю, что с их стороны нецелесообразно перегибать палку. 

Рекомендуем