До второго Майдана Сергей Ходияк вел ничем не примечательную жизнь. Он родился 29 апреля 1981 года в 310 км от Одессы в городке Килия, что на самом юге Одесской области. После девятого класса юный Сережа поступил в местное ПТУ. Получив средне-специальное образование и не найдя работы по специальности в родной Килие, Ходияк отправился искать счастья в Одессу, где устроился охранником в одну из охранных фирм, работавшей под Стояновской ОПГ.
Кум насильника
Информация о том, чем занимался Ходияк в Одессе до событий второго мая 2014 года, весьма туманна. Однако из авторитетных источников известно, что она была отнюдь не законопослушной. Ходияк успел поработать охранником на ООО «Промтоварный рынок — 7-й километр», где подворовывал по ночам у местных предпринимателей. За это один раз он чуть не поплатился, но, так как поймали его коллеги по охранному делу, ему удалось откупиться.
Чуть позже судьба свела Ходияка с братьями Виктором и Вячеславом Бабейко, колоритной семейкой приезжих гопников, каждый из которых имел по несколько сроков за плечами. Виктор Бабейко отсидел 4 года за разбой. В обвинительном заключении сказано, что он забил до бессознательного состояния хозяина гаража и украл оттуда вещи. Выйдя из тюрьмы в 2005 году, он совершил еще одно разбойное нападение. На сей раз он с подельниками ворвался в квартиру, связал ребенка и украл ценные вещи и деньги. До 2008 года Виктор находился в розыске, а после задержания отбывал наказание до 2012 года.
Старший брат, Вячеслав Бабейко, был дважды судим за изнасилование. Первый раз он сел за изнасилование несовершеннолетней, второй — за изнасилование, совершенное группой лиц. Кроме этого Вячеслав привлекался за мошенничество и подделку документов.
Изрядно помотавшись по тюрьмам, это «благородное» семейство занялось вымогательством денег с торговцев на Привозе, замаскировав банду под общественную организацию. Бабейко учредили кооператив «ОПГ Привоз», который с настоящим Привозом не имел ничего общего, и организовали так называемый «Штаб предпринимателей». Деятельность братьев сводилась к отработанной на других рынках схеме: рэкетиры запугивали предпринимателей обещанием скорой смены собственника и тем, что деньги придется все равно платить им. Помимо сбора дани Бабейко раскачивали ситуацию внутри рынка, перетягивая коммерсантов на свою сторону и пытаясь получить мзду с реальных хозяев Привоза. Например, Бабейко собрали по 2 тысячи гривен с более чем 25 предпринимателей Привоза якобы "на борьбу" и на судебные тяжбы, которые предстоят с администрацией Привоза. Именно к этим схемам Бабейко подключили Ходияка сначала в качестве «торпеды», а потом, убедившись в его харизме, безграничной дерзости и жестокости, взяли в долю. Ходияк даже стал кумом Виктора Бабейко, крестив его ребенка.
Активист с ружьем
Поднаторев на ниве общественной деятельности, братья Бабейко вместе с Сергеем Ходияком идеально вписались в происходящие на рубеже 2013-2014 годов события. Ходияк, в отличие от братьев Бабейко, которые принимали активное участие во всех медийных событиях одесского Евромайдана, не был публичной фигурой вплоть до событий 2 мая. По данным некоторых источников, именно тогда Ходияк начал свой маленький, но прибыльный бизнес по распространению наркотиков.
День 2 мая 2014 года стал дебютом для Сергея Александровича Ходияка в качестве убийцы и будущего активиста постмайданной Украины. Около 15:00 Ходияк вместе с братьями Бабейко появился на Соборной площади, в месте сбора проукраинского марша единства, где их зафиксировала группа наблюдения антимайдана, посланная на разведку перед выдвижением основных сил с Александровского проспекта. В руках у Ходияка была только бейсбольная бита. А вот Виктор Бабейко нес за спиной рюкзак продолговатой формы, в котором вполне помещалось сложенное охотничье ружье. В начале первой фазы конфликта на углу улиц Греческой и Преображенской Ходияк в активных действиях не участвовал, стоял в стороне с битой в руке. Но уже к 16:20 он переместился на угол Преображенской и Дерибасовской, как раз на то место, где несколькими минутами ранее был убит десятник «Правого сектора» Игорь Иванов. В 16:50 Ходияк попал на кадры видеозаписи на углу пер. Вице-адмирала Жукова и ул. Дерибасовской, где видно, что он, прячась за щитом своих коллег, ведет прицельный огонь из револьвера в сторону участников Антимайдана и сотрудников внутренних войск.
Судя по тому, как часто Ходияк перезаряжает револьвер, который постоянно давал осечки, пистолет был кустарно переделан из револьвера Флобера калибром 4 мм под патроны калибром 5,6 мм от спортивного мелкокалиберного оружия. Это подтверждает светлый цвет барабана на фоне темной расцветки револьвера: зачастую для такой переделки вытачивают новый барабан, хотя за это и предусмотрена уголовная ответственность как за огнестрел.
Винтовка рождает власть
К 17:40 Ходияк снова попал в объективы камер на Греческой площади. Тут он уже не церемонился, сменив револьвер на дробовик, заряженный картечью, и открыв беспорядочную стрельбу по активистам Куликова поля и милиционерам с лестницы дома №46 по ул. Греческой. По официальной версии, от рук Ходияка погиб активист Куликова поля Евгений Лосинский, был ранен главред «Думской» Олег Константинов, ярый сторонник Евромайдана, а также получили ранения двое милиционеров из оцепления.
Впрочем, к версии следствия есть много вопросов. Согласно обвинительному заключению, оглашенного прокурором на процессе по делу задержанных в ТЦ «Афины», активисты Куликова поля Николай Яворский, Геннадий Петров и Александр Жульков погибли вследствие уличных беспорядков на Соборной площади. Однако на имеющихся видеозаписях четко зафиксировано настоящее место их гибели — Греческая площадь возле торгового центра «Афины». Причиной смерти Лосинского, Яворского и Жулькова стали огнестрельные ранения от картечи, той самой, которой стрелял Ходияк с лестницы дома на Греческой. А вот Геннадий Петров погиб от ранения, причиненного пулей калибром 5,6 миллиметра. Если вспомнить револьвер на Дерибасовской, то у официального следствия должны были возникнуть вопросы к Ходияку еще и по смерти Петрова. Но трупы Яворского, Жулькова и Петрова не фигурируют в уголовном деле Ходияка, видимо, для уменьшения тяжести преступлений последнего.
Марафон насилия, начавшийся для Ходияка на Греческой площади, был продолжен им на Куликовом поле. После того как основные силы куликовцев были выдавлены с ул. Греческой, Ходияк сменил дислокацию, переместившись на ул. Преображенскую вместе с остальной частью погромщиков. Там его заметили возле магазина «Обжора» в толпе озверевших евроинтеграторов, которые поймали и собирались линчевать активиста Куликова поля. Им помешали сотрудники одесской милиции, доставившие куликовца в Приморский райотдел.
В дальнейшем Ходияк был зафиксирован в толпе, идущей по ул. Пушкинской в сторону Куликова поля, в компании человека, несущего охотничье ружье, очень похожее на то, из которого Ходияк стрелял на Греческой площади. В спутнике Ходияка опознали Виктора Бабейко. Он был в той же самой одежде на Соборной площади, но еще без балаклавы на лице.
На снимке видно, как Ходияк идет по ул. Пушкинской в сторону Куликова поля с человеком в маске и с охотничьим ружьем в правой руке. Это и есть Виктор Бабейко.
На Куликовом поле Ходияк снова попал в объективы камер, но на сей раз он крутился вокруг раненых куликовцев, выпрыгнувших из окон Дома профсоюзов.
Участвовал ли Ходияк в погроме внутри Дома профсоюзов, доподлинно неизвестно. Судя по тому, как он трусливо прятался за спинами своих товарищей и расстреливал людей с дальней дистанции, вряд ли. Но один из сторонников антимайдана, спасшийся из Дома профсоюзов и впоследствии доставленный в Еврейскую больницу с многочисленными травмами, опознал Ходияка как непосредственного участника избиения выведенных из горящего здания сторонников антимайдана. Тогда Ходияк отличился особой жестокостью, избивая битой беззащитных людей.
В похождениях Ходияка в Одессе 2 мая много темных пятен, на которые могло бы пролить свет объективное расследование, но в постмайданной Украине на это вряд ли стоит надеяться.
Из преступников в герои
Как это ни удивительно, но Ходияка за совершенные им преступления начала разыскивать милиция. Уже 18 мая он был задержан сотрудниками Областного управления МВД в Одесской области и доставлен в Киев по делу о массовых беспорядках в Одессе 2 мая.
Но на этом справедливость закончилась. Уже 20 мая под давлением активистов Евромайдана, устроивших пикет возле Печерского суда, Ходияк был отпущен под домашний арест. Это является юридическим нонсенсом, поскольку тяжесть статей УК, вменявшихся Ходияку и допускающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, не предполагают иной меры пресечения, кроме содержания под стражей.
А спустя шесть месяцев Ходияк и вовсе стал свободным человеком, так как прокуратура не заявляла ходатайства о продлении ему меры пресечения.
Досудебное следствие по делу Ходияка было окончено в начале 2015 года.
Чудеса украинского правосудия
В апреле 2015 года обвинительный акт в отношении Ходияка поступил в Приморский районный суд г. Одессы. Уличные радикалы, для которых Ходияк стал героем, регулярно устраивали потерпевшим «коридоры позора», оскорбляя и унижая пожилых людей, потерявших в Доме профсоюзов своих детей. Напуганные всей этой шумихой, судьи Приморского суда отказались от рассмотрения дела, но апелляционный суд вернул материалы обратно. К августу 2015 года Ходияк стал членом Радикальной партии Ляшко и важной фигурой среди националистов Украины. Тогда же нардеп Игорь Мосийчук, поддержанный националистами, провел воспитательную беседу с судьями по делу Ходияка, после чего те написали заявление о самоотводе.
Дело Ходияка было передано в Малиновский районный суд г. Одессы, судьи которого также не хотели навлекать на себя гнев националистов. В январе 2016 года им удалось передать это дело в Суворовский районный суд, но и там повторилась та же история. Судьи один за другим брали самоотвод по этому делу. Итого за два года Ходияка отказались судить 13 судей.
Наконец дело было передано в Киевский районный суд г. Одессы, четвертый по счету. Тамошние судьи по ходатайствам защиты Ходияка дважды возвращали обвинительный акт на доработку Генеральной прокуратуре. На исправление ошибок и неточностей в обвинительном акте у прокуратуры ушло полтора года, и к июлю 2017 года обвинительный акт вернулся в Малиновский районный суд.
Подготовительное заседание по делу было проведено только в ноябре 2018 года. На нем защитой Ходияка было заявлено ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных. Суд ходатайство удовлетворил.
Каждое судебное заседание по делу Ходияка посещают около 50 его соратников в камуфляжной форме, оказывая давление на судей и представителя потерпевших.
Несмотря на тяжесть совершенных Ходияком преступлений, он находится на свободе и занимается активной общественной деятельностью.