Победа Владимира Зеленского была вполне предсказуемой еще по итогам первого тура, когда он на два корпуса оторвался от действующего президента — чья команда завязла в борьбе с Юлией Тимошенко и наивно надеялась нейтрализовать своего главного конкурента по тем же опробованным против нее схемам.
Однако, как показали итоговые результаты соцопросов, эта историческая «перемога» стала во втором туре еще более знаковой и триумфальной. Несмотря на тотальную мобилизацию патриотической общественности, которую кнутом и пряником агитировали поддерживать действующего президента, все три главных экзитпола синхронно выдали убийственные для Петра Порошенко данные, которые не имеют аналогов в истории независимой Украины. Потому что никто из его предшественников доселе не проигрывал выборы с таким убедительным для всей страны и международной общественности результатом.
Собственно, после этого Порошенко не оставалось ничего, кроме того, чтобы публично признать перед согражданами последствия этого разгрома. «Я придерживаюсь принципа «никогда не сдавайся» — даже сейчас, несмотря на результаты экзитполов. А они очевидны — и дают все основания позвонить моему оппоненту и поздравить его с победой», — сказал он в прямом эфире украинского телевидения, после чего действительно набрал номер Владимира Зеленского, фактически расписавшись перед ним в своем поражении.
Это был акт безоговорочной капитуляции Петра Алексеевича, который с удовольствием восприняли миллионы украинских граждан. Конечно, многие из тех, кто обеспечил эту победу, не питают никаких особых иллюзий по отношению к соратнику Игоря Коломойского. Однако, перефразируя известные слова генерала де Голля, они могли бы сейчас сказать: «Если вы верите обещаниям Зеленского, у вас нет разума. Но если вы не радуетесь поражению Порошенко, у вас нет сердца».
Впрочем, сторонники автора печально знаменитого тезиса про «армию-веру-мову» могут утешать себя тем, что продвигавшего его Порошенко по-своему можно назвать подлинным победителем этих выборов — ведь это ненависть к нему сплотила всю страну, от патриотического Запада до рекордно активного в голосовании Востока, позволив Зеленскому без проблем положить на лопатки своего одиозного визави. О степени массового неприятия действующего президента наглядно свидетельствуют данные голосования в его родном Болградском районе — где за непопулярного земляка проголосовало всего 3,6% избирателей — число, примерно отвечающее количеству назначенных им чиновников, — в то время как «слуга народа» взял в этом регионе Одесской области впечатляющие 94,2%.
Итак, победа Зеленского фактически состоялась — поскольку его уже поздравили «старшие товарищи» в лице посольства США и французского президента Эммануэля Макрона, который не так давно лично пообщался с украинским шоуменом в Париже. И в этих условиях особенно важно проанализировать первые заявления триумфатора, касающиеся важнейших тезисов его повестки в вопросах внутренней и внешней политики.
Пока что о них можно судить из первых заявлений будущего украинского президента. Для начала, он вполне признает, что его победа впервые за последние годы открывает окно возможностей для переговоров с Москвой. Как заявили в штабе «кандидата Зе», переговоры с Кремлем являются одной из первостепенных задач для его команды. «Думаю, что направление, связанное с контактами с Россией, для нас будет приоритетным. Нам нужно искать выход из ситуации, нам нужно завершение войны в ближайшее время», — достаточно откровенно заявил об этом советник Зеленского Руслан Стефанчук. По всей видимости, он намекал на озвученный в конце марта план прекращения войны в Донбассе, предусматривающий прекращение огня и возобновление социальных выплат и пенсий для жителей региона — что по факту может означать прекращение введенной при Порошенко блокады неподконтрольных территорий Донбасса.
Сам Зеленский выступил примерно в том же ключе — он довольно туманно пообещал превратить войну на Донбассе в чисто информационную кампанию и заверил, что будет выстраивать отношения с Россией в рамках уже существующего «нормандского формата» — изменив при этом кадровый состав участников Минских переговоров. А затем акцентировал внимание на том, что его основным приоритетом является освобождение украинских военнопленных:
«Мы будем идти до конца ради того, чтобы прекратить огонь, чтобы наших парней вернуть живыми. Также наша задача — вернуть военных, всех военнопленных. Первая задача — вернуть наших моряков. У меня еще нет статуса президента. Но я общался с матерями наших моряков, и я сделаю все, что вернуть их домой. Это приоритетный вопрос не только для меня, но думаю, и для каждого украинца», — сказал об этом Владимир Зеленский. И стоит отметить, что, по мнению наблюдателей, взаимное решение вопроса о заключенных вполне логично должно стать первым шагом на пути к разрядке в отношениях двух соседствующих друг с другом стран.
Судя по всему, эти слова встретили понимание в МИД России, где тоже говорят сейчас о новых возможностях для диалога с киевской властью. «При понимании всего мирового закулисья, всё равно скажу: Украина может осуществить перезагрузку. Не в смысле перераспределения денежных потоков из одних карманов в другие. А настоящую, основанную на осознании необходимости консолидации народа не на основе силы, а на основе выработки общенациональной повестки. Чтобы в следующий раз не пришлось, как сейчас, отключать от голосования миллионы собственных граждан», — сказала об этом представитель Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова.
Не менее важны направления нового курса во внутренней политике Украины, которые также успел озвучить в день выборов Владимир Зеленский. Украинские соцсети оживленно обсуждают его популистские обещания перевести президентский офис из центра Киева — чтобы не создавать пробок своим кортежем. Но куда более важно другое: несмотря на всю осторожность своих заявлений, которые избегают любой конкретики, «кандидат Зе» сходу анонсировал масштабные перестановки в государственном аппарате. «Луценко — это старая команда. Мы будем назначать новых людей, и это относится не только к господину Луценко» — сразу же определил он для журналистов судьбу главного порошенковского кума. Чем наверняка обеспечил ему на пару с супругой сеанс бессонных ночных терзаний.
Будущий президент очень расплывчато высказался насчет скандального закона о языке, который так и не успели проголосовать перед выборами в парламенте. «Я должен как гарант защищать украинский язык, и я это буду делать. Мы за закон об украинском языке. Но сейчас этот законопроект находится в Верховной Раде. Я думаю, там есть какие-то вопросы», — сказал об этом Владимир Зеленский, которому приходится помнить, что его ошеломляющий результат был достигнут именно за счет сенсационной явки избирателей русскоязычного востока страны, превратившейся в голосование протеста против гуманитарной политики националистического правительства. Хотя при этом «слуга народа» уже пообещал умилостивить Львовскую область, которая единственная во всей стране предпочла ему Петра Порошенко. Что, по всей видимости, предусматривает некие уступки местному ура-патриотическому бомонду.
Впрочем, это всего лишь малая толика противоречий, которые придется разрешить в ближайшие месяцы новому президенту. Ведь уже сейчас очевидно, что многие будут уговаривать его объявить досрочные парламентские выборы — поскольку рекордное по результатам поражение Порошенко засвидетельствовало полную нелегитимность действующего на сегодня правительства и давно развалившейся парламентской коалиции. Судя по заявлениям экспертов, Зеленский сам заинтересован в том, чтобы снести их на пике своих рейтингов и на волне непопулярности власти — потому что сейчас он наверняка проведет в Верховную Раду гораздо больше своих людей, чем осенью, когда с бывшего шоумена уже будут спрашивать за первые месяцы президентства.
И это тот случай, когда его частные интересы совпадают с интересами большинства населения Украины — которая слишком явно требует очистить власть от обанкротившейся команды одетых в вышиванки коррупционеров.