Первые полчаса ток-шоу «Право на власть» (разумеется, для «выхода в люди» был выбран телеканал «1+1» Коломойского) ушли на презентацию команды Зеленского, которой он намерен поручить управлять страной в различных сферах. Подробный разбор персон с их биографиями уже опубликовала вечером 18 апреля «Страна», останавливаться на этом не буду.
За этим последовал 8-минутный спич Зеленского, явно заранее отрепетированный и хорошо продуманный спичрайтерами. Кандидат демонстративно начал выступление на украинском, но уже через несколько минут вернулся на русский язык, лишь иногда на одну-две фразы переходя на украинский (как и делал всегда раньше). Это, очевидно, было призвано показать всем, что кандидат в президенты владеет державною мовою.
Содержательным это выступление было минимально. Зеленский (точнее — его спичрайтеры) сделали основной упор не нейтрализацию главного довода против кандидата — его неопытности как политика. Во-первых, апелляция к популизму: «Я иду в политику как живой человек, я много не знаю, у меня нет опыта — и все это правда! Но я такой же человек, как и все граждане Украины, и хочу в политике им остаться!» Во-вторых, обещание передать управление страной команде опытных профессионалов (поэтому ее и презентовали первой, а далее в ходе ток-шоу, когда Зеленский начинал «плавать», он давал ее членам возможность ответить за него) и не держаться за власть: «Сделаю все, что могу. Приведу умных людей. Не справлюсь — уйду. Поэтому иду на пять лет (на один президентский срок. — Авт.). Поэтому и предлагаю одним из первых законов закон про импичмент».
«Лучше кот в мешке, чем волк в овечьей шкуре», — добавил Зеленский, отвечая на подачу ведущей о том, что для миллионов украинцев он по сей день является непонятной фигурой, без внятных представлений о том, как он будет править страной в случае избрания. Эти опасения разделяют и журналисты. Влад Красинский с «РБК-Украина», взявший перед этим единственное (!) за время кампании интервью у Зеленского, отметил утром 18 апреля в Facebook, сопровождая его публикацию: «Основной мой вывод после интервью с Владимиром Зеленским — мы до сих пор не знаем, что это за человек. Как, вероятно, не знают этого ни его соратники, ни его партнеры».
Еще одна интересная реплика из заученной Зеленским речи: «Чем я отличаюсь от предыдущих (президентов. — Авт.)? Я через пять лет никуда не убегу». Судя по его дальнейшим словам, намек касался не Януковича, а именно Порошенко («Я не хочу, чтобы меня после пяти лет правления догнал кто-то и сказал — ты такой же, как Порох»). Нельзя не задуматься, не в связке ли с его штабом «Национальный корпус» перед этим совершил рейд в Испанию (одни авиабилеты обошлись минимум в 175 тыс. гривен, не считая проезда на местном транспорте и питания) к вилле Порошенко в Аталайя-Исбаде.
Как только Зеленский закончил речь и начал отвечать на вопросы журналистов, стало заметно — по его лицу, репликам, твердости голоса — насколько он не уверен в себе и нервничает, буквально до дрожи, насколько некомфортно чувствует себя перед журналистами. Он явно не готов к серьезным предметным дебатам с опытным политиком, и именно поэтому уходил от них до последнего, как и от общения с прессой.
Ответы Зеленского смотрелись явно неубедительно. На прямой вопрос главного редактора «Левого берега» Сони Кошкиной о том, сохранит ли Зеленский в случае избрания находящийся сейчас в руках государства «ПриватБанк» стабильность, он заявил: «Я буду делать все, чтобы это сделать». В ответ на повторный вопрос добавил: «Я вам гарантирую, что сделаю все, чтобы «ПриватБанк» был стабильным банком в Украине и никаких не повлиял на (переходит на украинский) будь-які економічні та банківські питання».
На следующий прямой вопрос: «Коломойский получит два миллиарда (долларов. — Авт.) компенсации?» Зеленский, буквально с физической судорогой от неудобства ситуации, ответил: «Я не решаю. У меня нет двух миллиардов, чтобы кому-то отдавать».
Следующий вопрос был заведомо комфортный, так как подавал его Дмитрий Гордон. Журналист оседлал своего любимого конька: он время от времени повторяет, что новый президент должен «на второй день после избрания» собрать «всех, кто имеет самые большие деньги в этой стране» и предложить им скинуться на благо Украины в обмен на прощение прошлых прегрешений перед законом: «Все, что вы наворовали, украли, заработали — 5% на бочку… Я гарантирую, что никто у вас ничего не отберет, это ваше».
Но ответ тем не менее был достаточно интересным — Зеленский сообщил, что переговоры об амнистии (как он выразился затем — «детенизации») капиталов уже проводились с крупным бизнесом (да и Гордон ссылается на беседы с олигархами), что после избрания, и он «уверен, что эта (в предложенном Гордоном формате. — Авт.) встреча с большим бизнесом состоится, и уверен, что процент они могут больший пожертвовать Украине».
«Вопрос поддержит ли Верховная Рада этот законопроект (об амнистии капиталов. — Авт.), вопрос в этом», — продолжил Зеленский. Перед этим в своем заученном спиче он уже прошелся по поводу народных депутатов: «Просто собачатся, и ничего дельного. Чем занимается сейчас Верховная Рада? Какие законы Верховная Рада приняла за время этой сегодняшней политической гонки?… Назовите что-то? Ни о чем! Просто работа ни о чем!»
Стоит вспомнить, что Зеленскому было бы выгодно распустить как можно быстрее Раду (и об этом он говорил в опубликованном вчера интервью «РБК-Украина»), да и его герой-президент из «Слуги народа» просто расстреливает депутатов прямо в зале заседаний. То есть люди-то голосовали с надеждой «жестко навести там порядок», другое дело, что под видом этого пройдет просто легализация всего, что, как без обиняков выразился Гордон, «наворовали» олигархи за прошедшие десятилетия, с минимальными отступными.
Дальше Гордон с Зеленским разыграли очень долгую и надоедливую сценку, тоже, скорее всего, (судя по тому, что Зеленский вновь почувствовал себя уверенно) отрепетированную ранее хотя бы на уровне ключевых реплик — журналист убеждал Зеленского отказаться от дебатов с Порошенко, потому что народу они не нужны, может быть теракт, а кандидат на это отвечал, что «не боится того, что может там произойти», он давно уже хочет дебатов, а как раз это президент от них все время увиливал под разными предлогами. О как!
«Не верю», — сказал бы Станиславский. Но для телеканала Коломойского сойдет.
Дальше был вопрос от журналиста сайта TheБабель Марии Жартовской о присутствии в команде Зеленского, разосланном перед этим его пресс-службой, Александра Харебина, работавшего в Украинском медиахолдинге после его покупки в 2013 году «семьей Януковича», пресловутыми «донецкими бандитами». Скандал! Нужно что-то делать!
«Я ни одного часа, ни одной минуты не работал во время наших заседаний экспертов с господином Харебиным», — не моргнув глазом сообщил журналистке Зеленский. А откуда тот в официальном списке его команды? «За это время у нас побывало огромное количество экспертов… Некоторые эксперты к нам просто ходят, у нас такой открытый офис. Просто заходили люди, которые хотели нам предложить помощь», — сообщил далее кандидат. Но это официальный список, удивляется журналистка. «Ну, значит какая-то ошибка!»
Убедительно? Ни разу. Харебин сразу же предложил в Facebook рассказать журналистам, как все было на самом деле, «устроить большую пресс-конференцию».
Как видим, кандидат в президенты публично врет и не краснеет.
Откровенно «заплавал» Зеленский, отвечая и на вопрос главы сайта Insider Сергея Щербины о том, уйдет ли он как президент в отставку, если его бизнес-партнер Игорь Коломойский будет замешан в коррупционных схемах. Спасать кандидата кинулась даже телеведущая. На второй вопрос Щербины, касающийся также потенциально замешанного в коррупции (ввиду работы в Министерстве обороны в бытность министром Анатолия Гриценко) Ивана Апаршина, который в команде Зеленского заявлен как будущий министр обороны, началось по новой: «Я один раз в жизни виделся с Анатолием Степановичем Гриценко, именно когда мы говорили об Анатолии Апаршине». И Гриценко предложил ему Апаршина, а Зеленский о своем министре обороны (!) ничего сказать-то не может, мол, если служба безопасности того потом проверит — назначит, а нет так нет…
Какой вывод? Соглашусь с мнением иностранных дипломатов, встречавшихся с Зеленским в начале февраля: «Мы думали, что он просто ноль. И что это поправимо. Но…»
Это действительно пустышка, фигляр, несамостоятельная личность. Он готов отказаться от своих же соратников и уверять, что знать-то их не знал! И врет, как школьник, пойманный за курением на балконе, неубедительно и трусливо.
Поэтому дебаты с Порошенко могут оказаться для Зеленского очень неприятным сюрпризом. Не исключено, что их просто постараются сорвать в последний момент — например, анонимным звонком о заложенной в «Олимпийском» бомбе (случайно ли эту тему взялся так активно и многословно разгонять в телеэфире Гордон?)
При этом вся ситуация даже хороша для украинского медиасообщества, потому что пока из-за своей неуверенности и шаткости позиций Зеленский предельно уязвим, будет улыбаться и заискивать. Но рано или поздно это пройдет, особенно если Зеленский сможет сформировать лояльное ему большинство в Верховной Раде. И тогда Украина окажется перед президентом, полностью управляемым своей командой и своими желаниями, легко меняющим министров и советников. Как тот же Дональд Трамп.