Посевные площади структур Паращенко находятся в Арцизском, Саратском и Котовском (Подольском) районах Одесской области и даже в других областях Украины — например, Винницкой и Житомирской. При этом только в Арцизском районе в аренде у фирм Паращенко находится свыше 10 тысяч гектаров земли.
Преимущественно это земля, которую Паращенко арендует у крестьян-пайщиков, а также у государства — из состава так называемых земель государственного запаса.
Одесситам Паращенко может быть хорошо известен как владелец знаменитого дворца на Французском бульваре, который часто называют мини-копией Оперного театра.
Однако помимо этого особняка (площадью чуть менее 1000 квадратных метров) Паращенко принадлежит дом площадью в 820 квадратных метров — также на Французском бульваре, совсем недалеко от предыдущего. Зачем Паращенко сразу два дома на Французском бульваре, не совсем понятно.
Интересно, что, согласно данным декларации, 820-метровый особняк обошёлся Паращенко в 1 миллион гривен — то есть якобы достался ему по цене весьма скромной квартиры где-нибудь в спальном районе.
Помимо этого у Паращенко имеется дом в 259 квадратных метров в родной Виноградовке и квартира площадью в 158 «квадратов» в Одессе. Оба этих объекта недвижимости оформлены на его супругу Майю.
Кроме того, в СМИ можно найти информацию о том, что Паращенко владеет и квартирой в Вене по улице Феррайнгассе, 9. В декларации Паращенко данного объекта недвижимости, впрочем, нет.
Автопарк Паращенко также является одной из местных легенд. В СМИ можно встретить информацию о том, что на самом деле он куда более обширен, чем указано в декларации Паращенко, и что в нём присутствуют такие роскошные авто, как Porsche Cayenne, Bentley и даже Rolls Roys. Последний, говорят, нередко колесит по Арцизскому району, вводя местных жителей в когнитивный диссонанс.
Однако официально в декларации Паращенко числится лишь автомобиль Lexus LX 570 2008 года выпуска, зарегистрированный на его супругу. Получается, все эти роскошные авто Паращенко лишь приписывают?
Не совсем. Хотя в базе данных МВД также нет никаких автомобилей, собственником которых числится Паращенко, поиск по юридическим лицам оказался несколько более результативным.
В частности, на принадлежащее Паращенко фермерское хозяйство «Агрофирма Бургуджи» помимо логичных для такого предприятия грузовиков и прицепов зарегистрирован целый выводок дорогих авто. Это и Porsche Cayenne 2011 года выпуска, и Range Rover 2013-го, и Lexus RX200 2017-го, и Bentley Bentyaga 2017-го, и много других авто, которые сложно представить себе в качестве крестьянских «рабочих лошадок».
Удалось обнаружить и пресловутый Rolls Roys: автомобиль марки Ghost 2011 года выпуска оформлен на другую фирму Паращенко — ЧП «Агрофирма Ташлык» (в прошлом — «Россия-Юг»). На ту же организацию зарегистрированы сразу два Porsche Cayenne — 2013 и 2018 годов выпуска. Стоимость только перечисленных выше авто составляет по крайней мере миллион долларов США.
В сети неоднократно можно встретить публикации, в которых Паращенко обвиняют в различных способах незаконного обогащения.
Речь, например, идёт о мошенничестве с возмещением НДС. Стандартно эта схема выглядит так: предприятие закупает у мелких фермеров продукцию (те же зерновые) за наличные, причём не слишком дорого, а затем экспортирует её за рубеж уже по более высокой цене, претендуя на соответствующее возмещение НДС.
Отметим, что правоохранителям и сотрудникам фискальных органов в принципе не составляет особого труда выявлять такие схемы: классическим признаком их является, к примеру, аномальная урожайность подобных хозяйств (ведь им же надо как-то объяснять, откуда взялось «левое» зерно?). Так что зарабатывать подобным образом могут лишь те, кто точно знает: особо внимательно к их деятельности присматриваться не будут.
Использует ли Паращенко подобные схемы? Доказательств этому нет. Известно лишь, что в конце 2018 года фирма «Ташлык» привлекла к себе внимание правоохранителей именно в связи с манипуляциями с НДС.
Тогда правоохранители даже получили решение суда на выемку финансовых документов относительно неких бестоварных операций данной фирмы с компаниями ООО «Интро Прайм» и ООО «Синергия», имеющих признаки фиктивности, и именно с целью формирования поддельного налогового кредита. Чем закончилось расследование и закончилось ли оно — неясно.
Вторым источником не совсем честных доходов крупных сельхозпроизводителей являются дотации на поддержку фермеров из государственного бюджета. В 2018 году предприятие Юрия Косюка «Винницкая птицефабрика» получило более 800 миллионов в виде таких дотаций.
Тот факт, что деньги, предназначенные для поддержки с трудом сводящих концы с концами мелких фермеров, оседают в карманах аграрных магнатов, — история довольно широко обсуждаемая, но пользуется ли такими схемами Паращенко? Снова доказательств нет.
Наконец, в адрес Паращенко часто звучат обвинения в аграрном рейдерстве, а точнее присвоении земли, которую обрабатывают другие фермеры, причём в ряде случаев прямо вместе с уже выращенным и ожидающим уборки урожаем.
Как известно, продажа сельскохозяйственной земли в Украине запрещена, поэтому крупные сельхозпроизводители обычно работают или на земле, арендованной у крестьян-пайщиков, или на землях, которые принадлежат органам власти и местного самоуправления, — например, так называемых землях госзапаса, которыми распоряжаются районные администрации.
В 2016-2018 годах в Одесской области произошёл целый ряд громких скандалов, связанных с использованием как раз земель госзапаса.
Схема выглядит просто: фермер, много лет обрабатывавший тот или иной участок, в один прекрасный день узнаёт, что теперь у земли — новый арендатор, с которым тайком договорилась районная администрация.
По удивительному совпадению подобные истории чаще всего случались в Арцизском и Котовском (Подольском) районах, где районными администрациями руководят люди, близкие к Паращенко, а выгодополучателями оказываются структуры этого бизнесмена — например, упомянутая выше фирма «Дружба народов». Именно к ней по решению райадминистрации перешли, к примеру, земельные участки в сёлах Нестоита, Станиславовка, Алексеевка и других — всего не менее двух тысяч гектаров только за последние два года.
В райадминистрации оправдываются: дескать, не делают ничего незаконного, а земли лишаются лишь те фермеры, которые не желали вести дела по-честному. Справедливости ради, махинаций при оформлении земель госзапаса всегда хватало: классическим приёмом является, к примеру, оформление дорогих пахотных земель как более дешёвых пастбищ, что позволяло фермерам платить в бюджет существенно меньшую арендную плату. Фермеры обвинений не отрицают, однако говорят: работать иначе не дают сами чиновники, заинтересованные в получении взяток за внедрение подобных «схем минимизации расходов».
А в селе Роща Арцизского района сделали наоборот: пастбища, много лет использовавшиеся местными животноводами, признали бывшей колхозной землёй, распаевали на фиктивных собственников, а затем сдали в аренду — причём, как говорят потерпевшие животноводы, структурам всё того же Паращенко: только в одном этом случае речь идёт о 1300 гектарах земли…
Факт остаётся фактом: дорогие авто и особняки у Сергея Парашенко начали появляться в основном после 2015 года, когда тот стал главой фракции БПП в Одесском облсовете и обрёл существенное политическое влияние благодаря союзу с главой Одесской областной организации Блока Порошенко Алексеем Гончаренко.
К слову, как и Гончаренко, в прошлом Паращенко был членом Партии регионов, однако после известных событий 2014 года сменил лагерь и теперь является «человеком Порошенко». В марте 2019 года Паращенко стал первым вице-губернатором, сменив на этом посту ушедшего на повышение (на должность главы Киевской области) Александра Терещука.
Ну а после увольнения Максима Степанова Паращенко и вовсе занял главную «командную высоту» в регионе. Злые языки утверждают, что вся операция по смещению Степанова была затеяна именно для этого, причём задумывалась уже давно, а плохие результаты Порошенко в Одесской области стали лишь подходящим поводом для реализации комбинации.
И тут мы подходим к самому интересному вопросу: а зачем всё это вообще понадобилось затевать за три недели до второго тура президентских выборов, которые с большой долей вероятности закончатся для Порошенко поражением, а для Паращенко — отставкой.
Между прочим, ради этого поста Паращенко придётся отказаться от мандата депутата облсовета (совмещать эти должности нельзя по закону), который в любом случае действовал бы до 2020 года. Стоит ли овчинка выделки? Судя по всему, стоит.
Возможно, за оставшееся до выборов время Паращенко и его союзники планируют провернуть нечто, ради чего стоило затевать всю эту историю. А быть может, там просто знают что-то, что неизвестно нам, простым смертным, и полагают, что эра Порошенко вовсе не закончится 21 апреля…