За что боролись. Украина проиграла России в ВТО

Группа экспертов Всемирной торговой организации подтвердила право России вводить ограничения на транзит украинских товаров, объясняя это требованиями безопасности при чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях. Таким образом Украина проиграла ключевой торговый спор с Российской Федерацией в ВТО
Подписывайтесь на Ukraina.ru

При этом в официальном отчете ВТО сказано, что если бы Россия ввела указанные меры в обычное время, то Украина могла бы оспорить их в соответствии со статьей 21 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Киев оспаривал запрет россиян, который преградил украинским товарам кратчайший путь на рынки Средней Азии. В 2016 году РФ запретила железнодорожный и автомобильный транзит украинской продукции в Казахстан и Кыргызстан. Позже запрет расширили на другие среднеазиатские страны и Монголию. Блокирование транзита привело к резкому падению украинского экспорта на азиатские рынки.

Украина проиграла России в суде ВТОАрбитраж Всемирной торговой организации (ВТО) удовлетворил иск Москвы к Киеву, признав нарушения Украины в части антидемпинговых мер в отношении российского нитрата аммония

Украина попыталась обжаловать действия России в ВТО — обратилась в Орган по урегулированию споров ВТО с просьбой о создании специальной группы экспертов для рассмотрения дела о нарушении правил ВТО (ст. V ГАТТ), которые запрещают дискриминацию транзита товаров других государств-членов организации. В свою очередь РФ мотивировала свои действия другой нормой (ст. XXI ГАТТ), которая допускает введение защитных мер в случае угрозы национальной безопасности.

Как отмечает украинское издание «Европейская правда», орган по урегулированию споров ВТО до сих пор никогда не рассматривал подобных дел. Упомянутая ст. XXI ГАТТ до сих пор считалась «темным пятном» в мировом торговом праве.

До Украины ни одно другое государство не рискнуло подать жалобу относительно правомерности использования ст. XXI ГАТТ. Таким образом, украинская жалоба создавала прецедент, из-за чего к ней было приковано внимание всего мира, отмечает издание. Сейчас в ВТО рассматривается еще одно похожее дело (по жалобе Катара), однако «первопроходцем» стала именно Украина.

Киеву даже советовали воздержаться от этой жалобы. Особенно — в контексте появления все новых и новых торговых войн, в которых государства начали использовать ст. XXI ГАТТ, вводя новые ограничения.

Помимо РФ, то же самое активно практикуют и США — и именно поэтому Штаты в этом споре заняли сторону России.

Удар по имиджу

Признание правомерности действий России наносит имиджевый удар по Украине, пишет издание. Тем более что это уже третий торговый спор с Москвой, который Киев проигрывает. В июле 2018 года в ВТО обнародовали решение по двум спорам. Сначала международные эксперты удовлетворили жалобу РФ о введении защитных пошлин на российскую аммиачную селитру.

А неделю спустя стало известно, что и в деле об импорте железнодорожного подвижного состава, стрелочных переводов и другого железнодорожного оборудования Всемирная торговая организация приняла решение не в пользу Украины. Эксперты ВТО признали правомерным отказ РФ от сертификации украинской железнодорожной продукции.

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин попытался оправдать проигрыш Киева тем, что украинские власти не учли советы МИД страны по стратегии и тактике. В своем микроблоге в Twitter он написал, что нужно иногда прислушиваться к МИДу. Какие именно меры министерство советовало предпринять, Климкин не уточнил.

Пользователи социальных сетей высмеяли данное заявление главы украинского дипломатического ведомства. По их мнению, возглавляемое Климкиным министерство наравне с другими ведомствами Украины на самом деле не продемонстрировало никаких успехов.

История спора

Россия с 1 января 2016 года запретила прямые транзитные перевозки грузов из Украины в Казахстан и в Кыргызстан. В июле 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ, который усилил ограничения на транзит грузов с территории Украины. Согласно документу, транзит тех украинских грузов, которые направляются через российскую территорию в Казахстан и Кыргызстан и при этом облагаются таможенными пошлинами при поставках в РФ, был полностью запрещен. В Москве запрет объяснили тем, что транзитные перевозки из Украины в Казахстан и Киргизию используются для контрабандного ввоза украинских товаров в РФ. В ходе следования через российскую территорию часть транзитных грузов остается в России. Таким образом, украинский транзит фактически является теневым экспортом в РФ, которая недополучает из-за этого значительные суммы пошлин.

Затем к блокированию украинского транзита присоединилась Беларусь. Около 130 украинских железнодорожных вагонов, которые направлялись в Казахстан и Кыргызстан, были задержаны на белорусских пограничных станциях.

Реагируя на запрет, заместитель министра экономического развития и торговли Украины Наталья Микольская сообщила о том, что Украина может потерять около 90% экспорта украинских товаров в Казахстан и Кыргызстан. По ее словам, «введение дополнительных транзитных ограничений со стороны России может привести к почти полной остановке де-факто транзита украинских товаров в Казахстан и Кыргызстан через территорию РФ». По подсчетам чиновников Минэкономразвития, экономические ограничения России в 2015 году привели к сокращению украинского экспорта в Казахстан на 47,9%.

В случае выхода США из ВТО Украине будет сложнее выиграть споры у РоссииОтказ Вашингтона от участия в глобальной торговой системе приведёт к путанице в действующей процедуре урегулирования споров между странами

Эксперты сходились во мнении, что запрет на транзит в том числе являлся ответом на предпринятые Украиной в феврале 2016 года попытки блокировать транзит российских фур через украинскую территорию. После того как радикально настроенные «активисты» начали останавливать грузовики с номерами РФ, в феврале правительство Украины официально приостановило их транзитные перемещения по территории страны.

«Новый шелковый путь» в обход Украины

После введения Россией ответных санкций по блокированию следовавшего из РФ грузового автотранспорта и подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС Украина попыталась наладить доставку товаров в Азию в обход РФ в рамках шумно распиаренного проекта «Новый шелковый путь». В январе 2016-го был запущен экспериментальный поезд из Ильичевска (ныне — Черноморск) до границы Казахстана с Китайской народной республикой c грузами из Украины и соседних стран Восточной Европы — через пять таможен и два моря, Черное и Каспийское.

Проект завершился провалом. Обратно на Украину через три месяца поезд вернулся пустым, так как не нашлось коммерческих заказов на доставку продукции в Европу по этому маршруту. Доставка грузов по «Новому шелковому пути» через Украину оказалась гораздо более длительной, чем обычным путем через Россию, а сложность и нерегулярность рейсов не давала возможности точно планировать перевозку. И главное — стоимость перевозок оказалась существенно выше, чем через территорию России. Таким образом, тестовый запуск поезда по «Новому шелковому пути» показал, что в коммерческом плане этот маршрут нецелесообразен, а значит, он не сможет стать альтернативой транзиту по российской территории.

В январе 2019 года на конференции в Париже Международный союз железных дорог и Ассоциация грузоперевозчиков FERRMED подписали меморандум о развитии евразийской логистики по перевозке грузов между Китаем и странами Евросоюза. К подписанному меморандуму прилагается карта маршрутов, где «украинского» варианта уже нет, хотя еще в 2013 году, на стадии проектирования «Нового шелкового пути», территория Украины фигурировала во всех возможных схемах.

Основной поток грузов будет идти вдоль северной границы Украины — через Беларусь. Украине оставили лишь запасную железнодорожную ветку — южное ответвление магистрального маршрута, т. е. Москва — Киев — Будапешт. Такой маршрут почти не позволяет выиграть в расстоянии, зато добавляет сразу две таможни, что делает его менее выгодным по сравнению с основным маршрутом Москва — Минск — Варшава — Берлин.

Стоит отметить, что за последние годы Украина существенно снизила объемы железнодорожного грузового транзита. В 2016 году «Укрзализныца» установила антирекорд по объему транзитных перевозок за последние 20 лет — всего 16,9 млн тонн. По сравнению с 2015 годом зафиксировано снижение на 30%, а по сравнению с 2013 годом — двукратное падение. План по транзиту в 2016 году был недовыполнен на 37%. В 2017 и 2018 годах фиксировался небольшой, в пределах нескольких процентов, рост объемов железнодорожного транзита через территорию Украины.

«Зеркальные меры» не спасают

Экономический аналитик Александр Рябоконь отмечает, что, несмотря на то что группа экспертов ВТО в отчёте по транзитному спору между Украиной и РФ признала правомерность действий правительства России по ограничению транзита украинских товаров по своей территории в Казахстан и Киргизстан, это ещё не окончательный вердикт.

«Дело в том, что ВТО рассматривает торговые споры в два этапа — на заседаниях Группы экспертов и в Апелляционном органе ВТО. Украинская сторона, несомненно, будет подавать апелляцию на данное решение, как ранее обжаловала и решения ВТО по двум спорам, касающимся антидемпинговых пошлин на аммиак и ограничения импорта железнодорожных вагонов. Рассмотрение апелляций является длительным процессом, который может затянуться до нескольких лет», — сказал Александр Рябоконь в эксклюзивном комментарии изданию Украина.ру.

Трамп: США готовы выйти из ВТОПрезидент США Дональд Трамп заявил, что Вашингтон готов выйти из Всемирной торговой организации (ВТО)

Аналитик убежден, что не стоит питать иллюзий по поводу того, что Апелляционный орган ВТО изменит решение в пользу украинской стороны.

«При нарастающих протекционистских тенденциях в мировой экономике и торговле данное решение выгодно ряду ключевых игроков как прецедент, дающий право ограничивать торговые операции в отношении тех стран, где существуют военно-политические конфликты, ссылаясь на угрозы национальной безопасности. Ярким свидетельством этого является, например, поддержка американскими экспертами российской позиции по данному транзитному спору. Впрочем, с другой стороны, этим же решением вполне может воспользоваться и украинское правительство, объясняя ряд своих ограничительных мер в отношении транзита российских товаров, например, в страны ЕС через Молдову», — пояснил Александр Рябоконь.

Аналитик отметил, что подобные «зеркальные» действия явно не равны по своим последствиям. «Если Россия вполне может минимизировать свой ущерб перенаправлением логистики через Белоруссию, то для Украины это сделать значительно сложнее. Таким образом, украинская сторона за 3,5 года действия российских транзитных ограничений уже потеряла около 1,5 млрд долларов из-за несостоявшихся торговых операций с Казахстаном и Кыргызстаном», — заключил Александр Рябоконь.

Рекомендуем