Маловероятно, что в этом случае украинские политики подчинятся давлению Запада. Речь идёт об их жизненных интересах. На Украине открыто заявляют, что как Порошенко, так и его основные оппоненты, в случае проигрыша серьёзно рискуют не только свободой и имуществом, но и жизнью. Запад не может и не хочет предоставить потенциальным проигравшим такие гарантии безопасности, которые заставили бы их всерьёз рассматривать возможность капитуляции, без доведения ситуации до силовых столкновений. К тому же ставка именно на силу, на массовые фальсификации, прикрытые «наблюдающими за порядком» отрядами боевиков сделана в этой кампании всеми реальными кандидатами на пост президента.
И всё же рассмотрим гипотетическую ситуацию, в которой Украине удалось избежать вооружённых столкновений между группами поддержки различных кандидатов, гражданская война в лагере выгодоприобретателей переворота 2014 года не разгорелась, смена власти прошла мирно. Что дальше?
Рискну сказать, что дальше может оказаться хуже, чем если бы силовой сценарий реализовался. Да, применение силы ведёт к новой делегитимации украинской власти, к полномасштабной гражданской войне на всей территории страны, в которой лагерь майдана сам себя утилизирует. Но, во-первых, самоутилизация боевиков и откровенно деструктивных сил, не такой уж плохой результат. Во-вторых, сегодня, когда и Запад, и Россия настроены против горячего конфликта на Украине, его участники останутся без внешней поддержки. При уже имеющемся конфликте с Донбассом, ещё одно силовое противостояние в условиях международной изоляции Киева не может длиться долго. То есть, уничтожающий Украину нарыв, наконец прорвёт, и государство получит шанс на перезагрузку.
Безусловно, цена окажется высока, шанс будет оплачен человеческими жизнями. Но Украина, находящаяся в стратегическом тупике, получит пространство для манёвра, на переход к медленному и трудному восстановлению и развитию.
Если же выборы пройдут без эксцессов и следующий (или тот же) президент спокойно примет присягу, то, независимо от фамилии нового (старого) главы государства, у власти останутся те же силы, которые руководят Украиной последние пять лет. Не случайно каждый стоящий кандидат обладает полным «джентльменским» набором из олигархической группы поддержки, опоры на одну или несколько силовых структур и собственных боевиков, пытающихся задавать тон на улицах.
С чем столкнётся новый президент?
Во-вторых, по данным украинских властей практически полностью разрушена инфраструктура государства. Износ железнодорожного полотна достиг 50% (по официальным данным), вагонный парк изношен на 80%, более 60% мостов требую срочного ремонта, аналогичная ситуация с шоссейными дорогами, изношено свыше 80% коммунальных сетей, свыше 60% газопроводов, свыше 80% основных фондов в промышленности. Уже с апреля около 40 водоканалов могут прекратить работу из-за долгов (будут отключены от электроэнергии). Долговая проблема в рамках действующей системы, из которой деньги вымывает повальная коррупция вообще нерешаема. То есть, экономического улучшения ждать не приходится. Ухудшение же ситуации будет происходить с ускорением.
В-третьих, за последние пять лет, свыше 10 миллионов трудоспособных граждан Украины покинули родину, отправившись на заработки в ЕС и в Россию, в 2018 году социологи отметили тенденцию к вывозу ранее уехавшими гражданами семей. То есть, они уже не рассчитывают на возвращение. Ухудшение экономической ситуации, с одной стороны, приводит к усилению стремления к эмиграции (свыше 70% граждан заявляют о своём желании так или иначе покинуть Украину). Однако реализовать это желание могут не все. С исчерпанием квалифицированных кадров шансы найти работу за рубежом у эмигрантов с Украины снижаются и всё большее их число остаётся дома, маргинализируясь и пополняя ряды боевиков и откровенных бандитов. Уже сейчас государство не в состоянии контролировать ситуацию на улицах, которая с каждым днём становится всё хуже.
При этом внутриэлитные противоречия никуда не исчезают, напряжение в обществе только нарастает, продление агонии режима возможно только за счёт избавления от балласта в виде конкурирующих олигархических группировок. Частные армии боевиков продолжают увеличиваться численно и вооружаться. Постепенно они сливаются с официальными силовыми структурами, так, что уже трудно разобрать, где незаконно вооружившиеся «гражданские активисты», а где уполномоченные государством силовики. Горячий конфликт сохраняет свою актуальность, а опасность гражданской войны в столице постоянно возрастает. Причём с каждым днём ситуация становится всё менее контролируемой, противоречия всё менее разрешимыми, а шансы на стабилизацию регулярной государственности хоть на каком-нибудь (пусть и очень низком уровне) всё мизернее.
Невскрытый гнойник ведёт к сепсису и гангрене, несущим смерть всему организму.