Так, например, будут открыты два избирательных участка (в городах Кишинев и Бельцы). Самая большая неожиданность в том, что невозможно будет проголосовать на территории Приднестровья (там проживают 50 тысяч граждан Украины, из общего количества в 53 тысячи граждан, обладающих правом голоса). Дело в том, что переговоры об участке в Тирасполе велись очень долго и время от времени утверждалось, что общий язык найден. Но — не случилось.
Тем не менее, за внимание такого солидного количества избирателей идет борьба, которая не закончится вплоть до 31 марта, собственно, дня выборов. Кстати, по официальным данным Киева, именно украинская диаспора в Молдавии считается одной из крупнейших в Европе.
Электорат по вызову
Для начала надо бы объяснить, откуда в Приднестровье так много граждан с паспортами Украины. Дело в том, что практически с самого начала приднестровский паспорт выполнял чисто представительскую роль: по нему можно было выезжать из региона только в Молдавию или в приграничные населенные пункты Украины. Понятное дело, что местных жителей такой расклад не устраивал, и они массово стали получать молдавское, российское и украинское гражданство (иногда по отдельности, но чаще — все разом): благо в середине 90-х этот процесс был незамысловатым, недорогим и крайне скоротечным.
До поры до времени этот фактор никто в политических целях не использовал (имеются в виду, конечно, какие-либо выборы, а не регулярные заявления Кишинева, Москвы и Киева, что там много «наших»). Это, в общем, было непросто, поскольку приднестровские власти палки в колеса не ставили разве что только России (Молдавия с Украиной в список стратегических партнеров как-то не входили).
Однако все изменилось в этом году — во время проведения парламентских выборов в Молдавии. Впервые за всю новейшую историю жители Приднестровья не просто ехали голосовать, но их еще массово подвозили автобусами. Во время поездки людей инструктировали, за кого надо голосовать (видео из таких автобусов до сих пор гуляют по соцсетям), а поcле «правильного волеизъявления» граждане становились богаче на целых 20 долларов. В итоге рекордные 36 тысяч (ранее эта цифра не превышала 15-18 тысяч) жителей Приднестровья свой голос «за кого надо» отдали. Три независимых кандидата в молдавский парламент нового созыва прошли. Результат? Еще какой!
Естественно, все это делалось с молчаливого согласия приднестровских властей. Злые языки утверждают, что между Кишиневом и Тирасполем была достигнута соответствующая договоренность. Со стороны Приднестровья, якобы, в переговорах участвовало руководство местной фирмы «Шериф», которая держит регион под жестким экономическим и политическим контролем. Что за предложение было сделано Молдавией и почему от него нельзя было отказаться — остается только догадываться. Скорее всего, стороны договорились о том, что «Шериф» продолжает и далее властвовать в Приднестровье, а Кишинев вспоминает о единой стране только на словах. Было ли это соглашение скреплено при помощи презренного металла, доподлинно неизвестно, хотя и очень вероятно.
О том, что это не буйная фантазия, рассказал буквально в этот четверг российским СМИ президент Молдавии Игорь Додон:
«Руководители Приднестровья на этих выборах, откровенно говоря, подыграли демократам и пытаются атаковать Партию социалистов, чтобы как-то сбить возможную внутреннюю критику за то, что пытались сыграть на руку власти демократов в Кишиневе. Но мы прекрасно понимаем их позицию. И подвергать ее какой-то жесткой критике не собираемся и не будем. В любом случае, другого варианта, кроме объединения страны, у нас нет. Чем быстрее все это поймут, тем лучше будет как для правого, так и для левого берега Днестра», — заявил Додон.
Но вот не за горами выборы президента Украины, и приднестровские власти ведут активную информационную кампанию, чтобы большинство из 50 тысяч граждан поехали в тот воскресный день в Кишинев или Бельцы, чтобы проголосовать, но вот только — за кого?
«Петро — наш!»
Кишиневские аналитики призывают не преувеличивать значения участия в выборах президента Украины ее граждан из Молдавии и Приднестровья. Дескать, 53 тысячи — это меньше процента от всех избирателей Незалежной. Но есть нюансы. Первый — опыт молдавских парламентских выборов показал, что 24 февраля мобилизация обладающих правом голоса с левого берега Днестра была почти стопроцентной. Второй — он же главный — выборы на Украине пройдут, по всем раскладам, в два тура. И вот тут, возможно, будет важна каждая десятая, а то и сотая процента голосов.
Естественно, возникает резонный вопрос: за кого в едином порыве будут голосовать молдавские граждане Украины. Учитывая совместные бизнес-интересы номинального хозяина Молдавии, олигарха Влада Плахотнюка, и Петра Порошенко, у которого полно здесь серьезных активов, выбор, как говорится, будет очевиден.
Говорят, что представители Петра Алексеевича уже вовсю ведут борьбу за избирателей, предлагая по 40 долларов за «правильный» голос. По некоторым данным, именно эта цифра озвучивается руководителям украинских организаций в Молдавии и Приднестровье. При этом в пример приводится высокая мобилизация приднестровского электората на парламентских выборах соседней Молдавии, которой никто не помешал — ни в Тирасполе, ни в Кишиневе. Похоже, сейчас готовится повторение электорального трюка. Так сказать, технологию откатали и теперь ею можно пользоваться дальше.
А когда у нас в Молдавии следующие выборы?
В местных социальных сетях шутят, что если так пойдет и дальше, то «голоса на выборах» вполне можно будет записать отдельной статьей экспорта Молдавии и Приднестровья. Но в каждой шутке, как вы понимаете, есть только доля шутки — здесь это стало похоже на отлаженный механизм, который практически не дает сбоев.
Но расслабляться некогда. Отгремят выборы президента на Украине, а уже в мае выборы в Европарламент. Учитывая, что в Молдавии почти 500 тысяч жителей имеют гражданство Румынии (страны ЕС), вполне можно сказать, что молдаване с активной гражданской позицией и румынским паспортом в кармане повлияют на судьбу Европы. Если, конечно, «выборную карусель» высокого уровня не прикроют. Пока это сделать просто некому: политические игроки только-только входят во вкус электоральной математики, и рубить на корню перспективное направление, судя по всему, никто не собирается.