Ещё по опыту президентства ВиктораЮщенко мы знаем, что полномочия и само существование того или иного органа власти во многом определяются политической позицией, занятой его руководителем. Нередко бывает так, что снять руководителя нельзя, а вот ликвидировать или реорганизовать орган — можно. Но, конечно, многое будет зависеть от того, кто станет президентом.
МВД
История МВД постмайданного периода достойна специального исследования. Назначение Арсена Авакова было одним из первых решений новой власти (спешили целенаправленно — необходимо было не допустить штурма «самообороной» общежитий «Беркута»), и, как оказалось, это было одно из наиболее удачных кадровых решений. Хотя… как посмотреть.
Сколько бы ни критиковали «фейсбук-министра», нельзя отказать ему в трёх достижениях.
Во-первых, он вполне эффективно управляет своим ведомством. В том смысле, что МВД выполняет возложенные на него властями обязанности. При этом надо учитывать, что обязанности эти далеки от борьбы с преступностью и охраны правопорядка. От МВД ждали образцово-показательных реформ и борьбы с «сепаратистами». МВД всё это делало.
Во-вторых, занимаясь текущим управлением, Арсен Борисович не забывал об укреплении своих политических позиций. В конечном итоге он взял под контроль фракцию «Народного фронта», а через неё — всю систему власти в стране. Ведь "НФ" — ключевой игрок парламента, без него создать дееспособную коалицию невозможно. А значит, невозможно и отправить в отставку Авакова… И низкий рейтинг партии смущать нас не должен: при наличных ресурсах партия в состоянии обеспечить своё присутствие во власти и без выборов…
В-третьих, МВД превратилось в силовое сверхминистерство. Помимо полиции министр контролирует Национальную гвардию (а это полноценная мини-армия с танками, пушками и самолётами) и националистических боевиков.
И вот Аваков вышел на тропу войны и окрасил себя в те цвета, в которые себя окрасил. Если срыв митингов Порошенко в Черкассах и Житомире можно было объяснить самоуправством «Нацкорпуса», то последнее заявление министра о том, что после выборов в стране будет новый президент, не оставляет сомнений в том, что он сделал свой выбор и играет против Порошенко.
СБУ
В отличие от руководителя МВД глава СБУ Василий Грицак политиком не является, в дефиците верности к Верховному главнокомандующему не заподозрен и самостоятельную роль играть не пытается. Тем не менее, СБУ постоянно находится в эпицентре политической борьбы.
Вот, например, скандальная история с прослушкой Владимира Зеленского. Как написал на своей странице в «Фейсбуке» политтехнолог Андрей Золотарёв, «сам факт реагирования СБУ на обнаружение спецтехники только через два дня усиливает подозрение, что объектом проводимого ОТМ (оперативно-технического мероприятия. — Авт.) был именно кандидат в президенты Владимир Зеленский. Эти несколько дней, вероятно, понадобились СБУ для оформления «легенды» о работе по объекту дела с окраской «государственная измена». (…) Можно предполагать, что информация о подготовке этого ОТМ была «слита» МВД действующим сотрудником СБУ».
Очень показательно и то, что проводимые СБУ учения в Мариуполе трактуются в СМИ и соцсетях как попытка организации давления на структуры «Нацкорпуса» в городе, где находится база полка «Азов» (ранее им командовал Андрей Билецкий).
После выборов
Разумеется, много будет зависеть от того, кто победит на выборах.
Например, Порошенко, безусловно, попытается уничтожить Авакова. Однако до парламентских выборов из этого, пожалуй, ничего не выйдет — даже притом что конфигурация парламента поменяется, собрать большинство за отставку Авакова будет сложно. Да и после парламентских выборов проще будет попытаться привлечь его к ответственности за сотрудничество с «агрессором»…
Что интересно, Тимошенко, скорее всего, тоже попытается убрать Авакова, даже несмотря на то что сейчас они союзники. Слишком сильный союзник — потенциальный конкурент.
Сам же Аваков должен выработать для себя такую линию поведения, которая позволила бы ему удержать, а при благоприятных условиях расширить, свою власть. Что не так просто, если учитывать текущие рейтинги «Народного фронта».
Однако главные решения будут приниматься в сфере структуры власти.
Очевидно, МВД в своём нынешнем виде не нужно никому, кроме самого Авакова. Самое очевидное решение — вывести из подчинения министра НГУ. Её судьба может быть разной.
Гвардию могу ввести в состав армии, что, правда, вряд ли разумно: существование НГУ оправдано необходимостью разгонять массовые беспорядки. Армия у нас используется внутри страны и против собственного населения, но специфика у неё немного другая.
Гвардия может быть передана в подчинение СБУ. Такое решение было бы естественным для Петра Порошенко, но вряд ли он сможет провести его через парламент.
Наиболее естественным вариантом реформирования было бы предоставление НГУ специального статуса, типа такого, который имеет пограничная служба. Такой вариант был бы приемлем даже для Авакова при условии, если бы он занял пост силового вице-премьера и сохранил бы косвенный контроль над гвардией.
Что же касается СБУ, то её наверняка ждёт глубокое реформирование, сопровождаемое демилитаризацией. Собственно, Запад давно этого требует, но Порошенко пока уворачивается, мотивируя бездействие «гибридной агрессией». Но по итогам выборов возможности защищать службу будут исчерпаны даже у него.
Судьба националистов
Сейчас националистические боевики ещё играют большую роль на улицах, но их будущее определяется двумя факторами.
Во-первых, они так и не смогли стать самостоятельной политической силой, подконтрольной только своим партиям. Партии эти слишком слабые, потому и собственные боевики им не нужны. Зато они нужны главе МВД, когда нужно выполнять какие-то задания, участие в которых представителей правоохранительных органов нежелательно.
Достаточно типичный пример — ромские погромы. Почти наверняка причина состояла в том, что полиция получила критическую массу жалоб на цыганский табор, но самостоятельно применить силу не могла, поскольку это встретило бы негативную реакцию на Западе. Погром табора националистами тоже вызвал обеспокоенность на Западе, но прямых претензий к государству всё же не было.
Во-вторых, под прессингом националистов оказались не просто представители промайданных сил, а сам "президент воюющей страны".
Последний момент поставил под вопрос дальнейшее существование «Национальных дружин», С14 и тому подобных структур. Пока они всего лишь были в очередной раз обвинены в том, что являются пророссийской агентурой и включены в список «Миротворца», но после выборов их услуги будут сочтены слишком дорогостоящими…