Во вторник, 5 марта, замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль выступила в Брюсселе на конференции, посвященной будущему украинской газотранспортной системы. Она заявила, что Киев «разрабатывает вместе с европейскими партнерами предупредительные меры на случай, если Россия откажется подписывать соглашение о поставках газа на европейских условиях».
Что пишут об этом в мировых СМИ, разбиралось издание Украина.ру.
Forsal: Украина скоро станет экспортером газа
Forsal, одно из наиболее влиятельных экономических изданий Польши, полагает, что у Украины нет причин беспокоиться о своем будущем — оно практически лучезарно. По мнению финансового аналитика названного ресурсаМихала Козака (специализирующегося именно на изучении вопросов украинской энергетики), в течение ближайших пяти лет страна может проделать полный успехов путь от позиции импортера газа к роли его экспортера.
О возможной потере роли транзитера топлива печалиться не стоит, уверен корреспондент: утрата некоторой части доходов, конечно, явление неприятное, но не смертельное. А на фоне грядущих доходов от продажи собственного газа европейцам убытки выглядят настолько малой величиной, что ею можно и пренебречь.
Чтобы добиться сокрушительного успеха, нужно всего-навсего сделать две вещи: «увеличить добычу топлива, одновременно снизив его потребление».
«Максимальный объем добычи газа государственными предприятиями был достигнут в 2009 году. Тогда он составил 19,4 млрд куб. м. Затем постоянно снижался, пока не остановился в 2018-м на уровне 15,5 млрд. Частные компании в 2017 году добыли 4,2 млрд кубов, — приводит статистику Козак. — В 2020 году украинский госсектор вполне может выкачать из недр 20 миллиардов кубометров газа, а частным компаниям по силам добыть 6-7 миллиардов».
Увеличение добычи не кажется аналитику невероятным: нужно только «преодолеть сопротивление местных властей в некоторых регионах (в Полтавской области, например), не позволяющих бурить скважины из обеспокоенности экологией или по каким-либо другим причинам».
Сократить потребление газа — тоже не проблема, считает автор, ведь удалось же Украине в период с 1991 года по 2017-й уменьшить расходование этого вида топлива в 4 раза — с 118,2 млрд куб. м в год до 32 млрд. Причем импортная составляющая в данном объеме — сущий пустяк, где-то около трети: в 2016 — лишь 11,1 млрд куб. м, а в 2017 — чуть больше, 14,1.
«Первые свидетельства ухода Украины от роли страны-импортера и транзитера уже проявились. В конце января компания «Энергия Украины», принадлежащая бывшему вице-премьеру Сергею Тигипко во время президентства, сообщила о производстве поставок газа в Словакию», — на мажорной ноте завершает свою статью Михал Козак, по каким-то причинам не обращающий внимание на то, что именно в Словакии Украина и закупает так называемый реверсный европейский газ.
Resett: Сопротивление Брюсселя «Северному потоку – 2» — только поза
«Северный поток – 2» готов уже на 70%. К концу года он будет запущен. Сопротивление, оказываемое проекту Брюсселем, — не более чем «театр», — считает норвежское онлайн-издание Resett, позиционирующее себя как политически независимый ресурс.
По мнению корреспондента Яна Хердала, «Германия не может себе позволить такую роскошь, как отказаться от «СП–2», а именно эта страна — законодатель мод в ЕС».
«Через две нити газопровода (СП–1 и СП–2) в сумме Германия будет получать 110 миллиардов кубометров топлива, что составляет более половины всего объема газа, потребляемого Европой (194 млрд куб. м). Собственно Германия потребляет 87 млрд (по данным 2017 г.), значит, Берлин становится главным распорядителем и продавцом российского газа, — подчеркивает автор. — И работа оси Берлин — Москва в этом плане будет набирать обороты. Потребности Европы в энергии, а значит и в энергоносителях растут. Говорить, что все энергетические потребности ЕС можно утолить за счет электричества, вырабатываемого из возобновляемых источников (ветер, солнце), могут только «энергетически безграмотные дети всех возрастов», требующие сейчас полной отмены нефти, газа и угля. Они абсолютно не представляют себе, как все в мире устроено, и на полном серьезе уверены, что электричество берется из розетки, а молоко дает магазин, а не корова».
Автор не упоминает прямо в своем тексте Украину и ее роль в поставках российского газа в Европу, но его выводы о том, что потребности Старого Света в голубом топливе «будут только лишь расти», позволяют Киеву не без оснований надеяться, что его «трубу» Россия не перекроет. Если, конечно, договор, о котором говорила г-жа Зеркаль, будет заключен, а условия его — соблюдаться.
Европа же, в свою очередь, резюмирует аналитик, «ни за что не откажется от «Северных потоков», иначе энергетическая недостаточность ввергнет Старый Свет в африканский хаос и нищету, которые вдобавок накроет власть средневековой религии с Ближнего Востока». И если ради своего спасения Европе придется пожертвовать Украиной как транспортером газа, в ЕС на это пойдут, не особо задумываясь.
Jyllands-Posten: «СП–2» вместе с газом принесет в Европу коррупцию
Датскую Jyllands-Posten в истории с «Северным потоком» больше всего волнует не газ, который по его трубам пойдет в Европу, а то, не придут ли вместе с топливом в ЕС из России коррупция и отмывание денег.
Jyllands-Posten входит в тройку крупнейших газет страны. В уставе издания записано, что оно независимое, однако при оценке публикации заметно, что ресурс придерживается правых взглядов.
Корреспондент СМИ Сольвейг Грам Йенсен в ожидании: газопровод приблизился к территории Дании, правительство которой должно дать разрешение, прокладывать трубы дальше или нет. Почему она решила, что дебаты в Копенгагене могут оказать какое-то влияние на реализацию проекта, автор не поясняет. Но предупреждает: за газом в ЕС последует коррупция и применение методов «Штази».
«Там, где Россия ведет бизнес, она приносит свои правила и деловые стандарты: непрозрачность, коррупцию и неформальные приемы, — цитирует журналистка немецкого эксперта по РФ Стефана Майстера, специалиста из аналитического центра «Немецкое общество внешней политики». — Главный лоббист проекта, экс-канцлер Шрёдер задействовал все свои связи. Он нанимает бывших политиков, заставляя их продвигать интересы «СП–2» в других странах. Один из топ-менеджеров проекта — бывший агент «Штази»Матиас Варниг. Присутствие таких людей не оставляет сомнений, какими методами могут пользоваться руководители «Потока». В итоге политики, даже украинские и польские, произносят те слова, которые Шрёдеру хочется услышать. Понятно, что у каждого из них есть в этом деле свой коммерческий интерес, но кто ж о нем будет распространяться?»
Le Journal International: Запуск «СП–2» увеличит вероятность агрессии РФ против Украины
«Молекула российского газа остается молекулой российского газа вне зависимости от того, проходит ли она через Украину или Балтийское море», — так, цитируя Ангелу Меркель открывает свою статью-размышление о «Северном потоке – 2» Магдалена Писториус, автор Le Journal International, французского «журнала сторонников свободы информации».
«Германия твердо стоит на своем, защищая проект газопровода и даже критика со стороны США не в силах заставить Меркель отступиться от этого, — пишет журналистка. — Противники «СП–2» — Польша, Прибалтика, но в первую очередь Украина полагают, что он несет угрозу их национальной безопасности. В Киеве уверены, что запуск альтернативного маршрута сделает Украину более доступным объектом, в отношении которого Россия способна проявить агрессию».
Доходов проект еще никаких не принес, зато разлад в европейскую семью внес порядочный, отмечает автор.
«С одной стороны давит Дональд Трамп, со своей идеей вернуть Америке былое величие. Он даже не скрывает своего желания навязать Европе американский СПГ и стать эксклюзивным его поставщиком. Германия в порядке успокоения заокеанского партнера согласилась построить терминал по приему СПГ, но от планов по «СП–2» не отказалась. Польша, увидев, что труба пройдет мимо нее и не принесет в бюджет ни цента, строит газопровод из Норвегии к своему балтийскому побережью в обход Германии. Италия бы с удовольствием плюнула на все эти дебаты и получала газ по «Южному» или теперь уже «Турецкому потоку». Проекту «СП–2» в итоге страны Евросоюза все-таки дали зеленый свет, но, похоже, никто из этой ситуации не вышел победителем», — заключает Писториус.
Финальная сентенция журналистки не очень понятна, ведь выгодоприобретатели, то есть победители, давно определены.
The Guardian: Меркель обещала. Меркель сделает?
«Северный поток – 2» — пожалуй, самый спорный европейский энергетический проект, — пишет The Guardian, одна из крупнейших британских газет, леволиберальной политической ориентации. — «СП–2» критикуют прежде и больше всего на Украине, которая оказывается «не при делах и не при барышах» в случае запуска строящегося трубопровода. Пострадают, впрочем, от этого и другие государства Восточной Европы».
«Объемы прокачиваемого через Украину газа могут уменьшиться с 80 миллиардов кубометров в год до 30, что приведет к сокращению размеров заработка Киева на транзите с $2,5 млрд до $1 млрд в год», — отмечает издание.
«Германия, несомненно, заинтересована в строительстве трубопровода, но по мотивам политической солидарности Меркель хотела бы сделать так, чтобы Украина сохранила свой транзит», — подчеркивает автор издания Адам Воган.
«Да, Путин пообещал Меркель, что гнать газ через Украину будет, — как бы отвечает Вогану Матиас Брюггманн, корреспондент крупнейшего германского издания Handelsblatt. — Но вот слова министра Новака о том, что прокачка будет осуществляться только если для России условия транзита будут выгодны, очень напрягает Киев».
«По словам Новака, тариф перекачки газа через украинскую ГТС в 2-2,5 раза выше, чем по другим ниткам, — подчеркивает корреспондент.
«Замминистра иностранных дел РФ Александр Панкин заявил, что Россия согласна продолжить пользоваться услугами украинской трубы. Но только на выгодных для Москвы условиях», — заключает корреспондент, видимо, рассчитывая вызвать у читателя сочувствие к Украине.
В целом каждая из сторон, что логично, будет настаивать на условиях, которые ей больше нравятся. Но компромисс найти можно.