О решении Кабмина 6 марта заявил премьер-министр Владимир Гройсман.
«22 марта истекает контракт с предправления "Нафтогаза", поэтому мы сегодня одобряем решение о том, чтобы 23 марта объявить конкурс на должность председателя правления компании», — сказал Гройсман.
18 февраля Гройсман уже заявлял, что Кабмин не будет продлевать трудовой договор с главой «Нафтогаза» из-за того, что в документе предусмотрены слишком большие премии.
В мае 2018 года наблюдательный совет «Нафтогаза» решил премировать сотрудников компании более чем на $46 млн за итоги судебного спора с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже. При этом Коболев признался, что перевел свою премию за успехи в судебном иске с «Газпромом» в размере $7,9 млн матери в США, поскольку опасается ареста своих активов на Украине.
Позднее Коболев сообщил, что отдает все свои заработные платы и премии до конца года на благотворительность, потому что может себе это позволить. Что касается самой премии, то, судя по его словам, отдавать или возвращать ее он не собирается.
Эксперт в области энергетики Валентин Землянский считает присуждение этой премии уголовным преступлением, поскольку деньги от российской компании на счета украинского предприятия так и не поступили.
«Сколько получаете?» — «Много!»
Начало весны 2019 года оказалось богатым на громкие заявления от Коболева. 4 марта он отказался раскрыть размер своей зарплаты, но намекнул, что получает много. По словам Коболева, эта информация конфиденциальна, и в «Нафтогазе» якобы есть правило — не комментировать индивидуальную зарплату человека.
«Извините, правило есть правило. Но по украинским меркам зарплата большая, это правда. <…> Могу сказать, что моя месячная зарплата в цифровом виде — это более семи цифр до запятой», — похвастал чиновник в украинском телеэфире.
Он добавил, что не заполняет электронную декларацию, поскольку не подпадает под действие соответствующего законодательства.
В том же эфире Коболев заявил, что после запуска газопровода «Северный поток-2» Украина потеряет весь транзит голубого топлива через свою газотранспортную систему.
«Мы потеряем весь транзит. Весь. Потому что есть еще «Турецкий поток», который построят и с большой вероятностью запустят до конца 2019 года. Он теоретически может забрать более 30 млрд м³. Также 55 млрд м³ с территории Украины может забрать «Северный поток-2». Если их составить, это близко к нынешнему объему транзита через территорию Украины», — сказал Коболев.
По его словам, если транзит газа через Украину прекратится, то «вероятность полноценной военной агрессии кардинально возрастет». Коболев предложил свой рецепт решения проблемы: привлечь иностранные компании к управлению украинской газотранспортной системой.
Против строительства «Северного потока-2» выступают США, Польша и страны Прибалтики, а также Украина, которая опасается, что после реализации проекта транзитные объёмы газа на 80-85% уйдут на новые маршруты. Это нанесёт серьёзный удар по бюджету страны.
Коболев никуда не уходит
Нынешний глава «Нафтогаза» может так или иначе сохранить свой пост, поскольку наблюдательный совет компании, которому премьер-министр Украины Владимир Гройсман предоставил серьезные полномочия, хочет продлить с ним контракт. Об этом 6 марта изданию Украина.ру рассказал украинский эксперт в области энергетики, сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Эксперт отметил, что Гройсман уже давно собирался заменить Коболева, но сделать это законными способами ему не позволял действующий контракт.
Марунич поясняет: у Кабмина были большие претензии к Коболеву в плане дисциплины, и он был непопулярен в обществе из-за скандала с премией и гигантской по украинским меркам зарплатой. При этом, подчеркнул эксперт, может возникнуть юридическая коллизия, при которой Коболев сумеет сохранить свой пост, так как набсовету «Нафтогаза» предоставлены очень существенные полномочия.
«Это и смех, и грех, но это Украина. Акционер в лице Кабмина не имеет последнего слова в решении вопросов управления компаниями, которые по сути входят в компетенцию государства», — заявил Марунич.
Он добавил, что, пока не будут указаны конкретные условия конкурса, нет смысла говорить о том, кто именно возглавит «Нафтогаз». Не исключено, что сам Коболев подаст необходимые документы и выиграет его, так как он знает устройство компании изнутри, заключил Дмитрий Марунич.