Это был настоящий эпос о гражданской войне на территории Украины, раскрытый через образ молодого большевика Николая Щорса, уроженца Черниговщины, который в двадцать четыре года возглавил «Украинский революционный полк имени товарища Богуна», а в феврале 1919-го отбил у петлюровцев Киев. И сразу же был назначен его комендантом от имени Рабоче-крестьянского правительства Украины. Рассказывая о знаменитых командирах — плотнике Василии Боженко и сыне железнодорожника Щорсе, Александр Довженко подчеркивал, что Гражданская война в первую очередь носила внутренний, украинский характер, и против Петлюры активно сражались киевские рабочие и черниговские крестьяне, которых он уже изобразил ранее в «Арсенале».
Однако в то время никто не знал, что идея создания самой «украинской» ленты довоенного советского кинематографа принадлежит генсеку ВКП(б) Иосифу Сталину. Причем именно он посоветовал Довженко придать ей выраженный национальный колорит. По мнению Сталина, режиссер должен был создать образ народного героя, «украинского Чапаева», чтобы, в идеале, повторить успех сверхпопулярного фильма братьев Васильевых, который на долгие времена стал знаковой вехой советской культурной матрицы — отразившись в известных каждому анекдотах и сюжете постмодернистской книги Пелевина.
«Вы — человек свободный. Хотите делать «Щорса» — делайте, но если у вас имеются иные планы, делайте другое. Не стесняйтесь. Я вызвал вас для того, чтобы вы это знали», — вспоминал об этом предложении сам Довженко. — Я сказал товарищу Сталину, что готов делать именно «Щорса». Я благодарил его за идею, а себя не раз мысленно упрекал, почему я, украинский художник, не додумался до этого сам».
В середине тридцатых годов генсек несколько раз приглашал украинского режиссера в Кремль, где беседовал с ним в присутствии Молотова и Ворошилова. Однажды он предложил ему вместе посмотреть фильм «Чапаев». По словам Довженко, Сталин наверняка смотрел эту картину много раз и даже произносил вслух реплики, явно зная их наизусть. А по итогам этого совместного просмотра он провел для своего гостя что-то вроде политической информации, рассказывая ему о своем видении истории Гражданской войны на территории России и Украины — и постоянно обращался к фигуре Щорса.
Да, это факт. Главный враг украинцев, как видится сегодня на Украине фигура Сталина, оказался в этой истории настоящим промоутером украинского народного творчества во всесоюзном масштабе. Именно благодаря этому в картине о революционере Щорсе герои красуются в вышиванках, звучат дивные мелодии народных песен — которые, судя по воспоминаниям режиссера, были хорошо известны большевистскому лидеру.
«С большой любовью говорил Иосиф Виссарионович об украинских народных песнях. Он любит наши песни и глубоко их чувствует. Я знаю, что украинские песни, любимые товарищем Сталиным, — действительно лучшие песни. И тем, что сейчас идет собирание песен на Украине, организация хоров, выпуск нот, граммофонных пластинок, — одним словом, всем процессом развития народного искусства и искусства, близкого народу, мы обязаны прекрасной инициативе товарища Сталина», — отмечают это записи в дневнике Довженко.
Сценарий «Щорса» писался одиннадцать месяцев, а сам фильм снимали несколько лет — причем как раз в это время в СССР набрала популярность «Песня о Щорсе», написанная Матвеем Блантером на слова поэта Михаила Голодного — что дополнительно подняло интерес к картине.
Над фильмом помогали работать непосредственные участники событий девятнадцатого года — включая замначальника дивизии Щорса Ивана Дубового, на глазах которого погиб командир. Однако бывший черниговский крестьянин Дубовой, автор популярной книги «Мои воспоминания о Щорсе», был репрессирован в 1937 году и не дожил до премьеры фильма. Исполнителя главной роли — актера Евгения Самойлова — по некоторым данным, тоже утвердил Сталин, который все время следил за работой Довженко. Возможно, именно поэтому расстрел главного консультанта картины командарма Дубового никак не сказался на судьбе этой ленты и самого режиссера.
Конечно, власти наверняка демонтируют этот монумент — однако кинокартина «Щорс» навсегда останется достоянием украинской культуры.
«Это был лучший мой фильм — написал о нем в «Автобиографии» Александр Довженко. — Это была целая жизнь. Я делал его как памятник народу».
И можно не сомневаться, что этот памятник сохранит для потомков память о народных героях, которые боролись и умерли за мечту о социалистической Украине.