Вместо того, чтобы подводить итоги своей деятельности и отвечать на вопросы, почему не достигнуты западные стандарты благополучия, верховенства и безопасности, власть предложила всем сегодня «молиться за НАТО и ЕС». Сегодняшние ритуальные действия в парламенте напоминают мне шаманов древних инков или лекарей средневековья, которые вместо строительства оросительной системы для борьбы с засухой или разработки лекарств и соблюдения гигиены, молились богам и приносили кровавые жертвы… Такое же бессмысленно беспощадное действие ради действия, отвлекающее и фрустрирующее толпу.
Нашими жертвами в этом процессе станут:
1. Национальное единство. Ведь, как показывает социология, в большинстве своем украинцы вступление в НАТО не поддерживают (за — до 46% населения), а за вступление в ЕС — от 47% до 56% граждан. Общество в этом вопросе расколото. Стоит добавить, что это социологические данные без Крыма и Донбасса, а с учетом мнения тех людей картина была бы еще ярче и не в пользу ЕС и НАТО. Поэтому необходимо честно говорить о том, что сегодня вступление в эти союзы поддерживает меньшинство украинцев. Решение парламента закрепить курс на вступление в них еще раз расколет украинское общество, создавая дополнительный элемент внутреннего конфликта, из которого потом могут прорасти экстремизм, сепаратизм и прочие негативные явления.
2. Статус украинской Конституции. Ведь подобные изменения в Конституцию не принимала ни одна страна ЕС и НАТО. Для вступления в эти организации не нужно менять Конституцию, так как это временные политические союзы, а Конституция является главным законом украинского государства и внесение туда названий конкретных политических организаций — унижение главного закона страны, который не должен использоваться как фиговый листок для предвыборного пиара и прикрывания причинных мест власти: коррупции, бедности, разрушения правовой системы. Эта инициатива является обыкновенным мошенничеством и рекламной кампанией действующего президента, решившего слова со своих бигбордов вписать в Конституцию, используя ее в качестве своей предвыборной агитки.
3. Доверие к политической системе (ведь сегодня «за» голосовала и власть и прозападная оппозиция). Ведь двухпроцентный парламент принял решение учета воли украинцев. А очевидно, что по таким вопросам необходимо проводить референдум, чтобы они не становились элементами раскола общества. Но только после реинтеграции Крыма и Донбасса. Без учета мнений людей, проживающих там (это приблизительно 20% украинских граждан), в случае принятия данных решений реинтеграция станет невозможной, и это будет означать фактический отказ от этих территорий.
4. Новые жертвы на Донбассе и невозможность интегрировать Крым и ОРДЛО. Каждый депутат сегодня, нажимая зеленую кнопку, фактически голосовал за отделение этих территорий (жителям которых вступление в НАТО как минимум неприемлемо) и жал на спусковой крючок на линии фронта — ведь это откладывает завершение конфликта и приведет к новым жертвам.
Более того, эти изменения дают права/полномочия президенту и парламенту двигаться в ЕС и НАТО, но не становятся обязанностью, и они в будущем могут быть отменены. А учитывая, что Конституция наполнена обязанностями исполнительных лиц, которые умышленно и давно игнорируются, эти изменения станут еще одними мертвыми положениями, не работающими на практике, но вызывающими конфликты и дискредитирующими основоположность главного документа Украины.
С электоральной точки зрения это голосования тоже ничего не даст лидерам и партиям коалиции «Европейская Украина» — они все вместе топчутся в электоральной нише, ограниченной 50-55% голосов. Другая история — «Оппозиционный блок» с партнерами — категорически вступили против и будут услышаны другой половиной Украины. Посмотрим, правда, исполнится ли прогноз В. Новинского о том, что ближайшие 20-25 лет Украину не примут в ЕС и НАТО, но ни для кого не секрет, что ни ЕС, ни НАТО не приглашали Украину к себе. В мае прошлого года Хьюг Мингарелли, посол ЕС в Украине, прямо заявил, что Украина не имеет перспектив членства в ЕС.
Однако часть украинского общества воспринимает декларацию о вступлении в ЕС и НАТО через закрепление в украинской Конституции как начало дороги туда, хотя, к примеру, Турция заявила о желании вступить в ЕС еще в 60-е годы и уже на протяжении более 30 лет не может этого сделать, несмотря на все свои декларации и даже статус «кандидата». Возможность вступления в ту или иную организацию определяется желанием этой организации принять конкретную страну. Такого желания относительно Украины нет — из-за коррупции, бедности и конфликта на Донбассе, которые «расплодились» как раз при нынешней власти.
В любом случае, до завершения конфликта на Донбассе и урегулирования вопроса Крыма ЕС и НАТО ничего реального по принятию Украины в члены не сделают. Хотя имитировать и могут — ведь боятся, что украинцы развернутся на восток, или, и того хуже, займутся собой и станут конкурентами ЕС, НАТО, РФ, ОДКБ на многих внешних рынках, как это уже было в нашей истории.
Европейские, американские, японские и гонконгские стандарты благополучия и безопасности необходимо строить внутри страны, и тогда мы будем желанными гостями, а не нищим попрошайкой на чужом празднике. И вот тогда мы может вступим в какие-то экономические и военные союзы равноправными партнерами.