Тенденция распространения рака характерна не только для Украины. Даже в высокоразвитых странах Европы, вроде Швеции и Финляндии, количество заболевших превышает украинский показатель. Но при этом там на несколько порядков меньше уровень смертности, поскольку правильно организован процесс диагностики, особенно на ранних стадиях, что позволяет вовремя пройти лечение и избежать летальных исходов.
В 2013 году британская благотворительная организация по исследованию рака Cancer Research UK опубликовала расчеты аналитиков, которые указывали на то, что через 15 лет рак будет диагностироваться у каждого второго человека. Эксперты прогнозировали наиболее существенный рост таких онкологических заболеваний, как рак предстательной железы, рак кишечника, меланома. По мнению ученых, широкому распространению заболеваемости раком способствует несколько главных факторов: вредные привычки, нездоровое питание, потеря контроля над массой тела, стрессы, неблагоприятная экологическая среда. Также в этом списке — проблема несвоевременной диагностики заболевания из-за отсутствия возможностей для осуществления качественной диспансеризации.
Сейчас на Украине зарегистрировано более 1 миллиона больных раком.
Власти отчитываются, что за последние годы финансирование на закупку препаратов для лечения онкологии у взрослых увеличилось вдвое и на 63% — для лечения рака у детей. Так, в 2017 году было выделено 445 млн гривен (16, 481 млн долларов) на лечение взрослых и 558 млн (20,667 млн долларов) — на детей. В 2016-м цифры были следующие: 397 млн грн (примерно 15,569 млн долларов) на взрослых и 353 млн (около 13,843 млн долларов) — на детей. Казалось бы, финансирование возросло, но показатели по заболеваемости и смертности от рака не уменьшились.
Многие виды лечения онкопатологии недоступны украинским больным из-за отсутствия в достаточном количестве высокотехнологичного оборудования и современных методик лечения рака. Например, лучевая терапия может применяться в ограниченном объёме, поскольку обеспеченность высокоэнергетическими лучевыми установками в стране составляет 2,4 на 1 млн жителей. На всей территории Украины действуют всего 56 центров лучевой терапии и насчитывается 449 специалистов в этой области.
Средства на приобретение высокотехнологично оборудования и развитие современных технологий лечения онкопатологии не выделяются, но даже если и выделяются, не осваиваются в полном объёме. Например, средняя цена компьютерного томографа составляет 6 млн грн, а стоимость линейного ускорителя достигает 15-20 млн грн в зависимости от комплектации. Средств в госбюджете за последние годы на это не выделялось, а для местных властей найти такие деньги очень сложно.
Если ориентироваться на цены в частных клиниках, то средняя цена курса лечения рака в Украине составляет $5 тыс. В целом в зависимости от сложности заболевания, стадии и вида рака стоимость лечения в частной клинике стартует от 40 тыс. грн. В госмедучреждениях цены ненамного ниже. Учитывая, что препараты поступают с перебоями, а лечиться надо сегодня, многие пациенты должны частично или полностью оплачивать свое лечение самостоятельно.
«Я бы хотела увидеть, как процветает профилактическая медицина, чтобы мы имели меньше и меньше заболеваний онкологическими болезнями. Почему мы должны лечить их всех? Потому что мы очень поздно обнаруживаем эти болезни, потому что наши пациенты не посещают семейных врачей», — отмечала тогда Супрун на встрече с медиками Винницкой области.
Подобный подход вызвал волну критики среди медицинского сообщества страны, которое акцентировало внимание на сложности диагностики и неспособности семейных врачей справиться с этой задачей. В Институте рака в ходе исследований выяснили, что показатель 5-летней выживаемости больных, пролеченных в неспециализированных учреждениях, на 20-30% ниже, чем у тех, кто лечился в онкологических клиниках. Но все это не помогло спасти госпрограмму.
После ее закрытия возник инцидент, связанный с лекарствами: в ряде областей в 2017 году онкодиспансеры получили лекарства, у которых кончался срок годности. Данные препараты были закуплены еще по программе «Онкология» в 2015-м, но поступили спустя 2 года, при этом срок у них заканчивался через 3 месяца. К слову, по закону такие препараты со сроком годности менее полугода вообще не должны завозиться в страну. Главврачи больниц и представители областных управлений здравоохранения пытались получить от министерства какие-то разъяснения, однако там попросту отмалчивались.
В этой ситуации едва ли не единственным шансом для граждан страны, заболевших раком, является лечение за границей, хотя большинству это просто не по карману. Поэтому им приходится рассчитывать лишь на государственную помощь. Летом прошлого года в Минздраве разразился скандал: заместитель министра Александр Линчевский в ходе заседания Счетной палаты Украины заявил, что финансировать лечение онкобольных за рубежом бессмысленно, поскольку они все и так умрут.
«25 процентов пациентов, собственно, умирают. То есть каждый четвёртый лечится за рубежом неэффективно. Друзья, коллеги! Это рак. Они все умрут. Они все умрут без вариантов. И эффективность этой программы ноль процентов. Эти проблемы. То есть эти онкологические заболевания, которые, собственно, требуют трансплантации костного мозга, они заканчиваются смертью. Рано или поздно. Трансплантация почки, трансплантация сердца, она не продолжает жизнь неопределённо долго», — сообщил Линчевский.
Это высказывание вызвало шквал возмущения, в результате Супрун выступила с опровержением. А позже защиту Линчевского строили из тех соображений, мол, его высказывания вырвали из контекста и «неправильно подали».
«Заместитель министра Александр Линчевский приносит извинения за эмоциональные высказывания, недопустимо неудачно использованные во время его доклада для описания проблемы, затрагивающей слишком чувствительные вопросы для пациентов, их близких и неравнодушных граждан», — отмечалось в пресс-релизе Министерства.
Таким образом, система здравоохранения Украины в части диагностики и лечения больных раком оставляет желать лучшего. Но «реформы», проводимые министром Супрун и ее командой, не только не способствуют прогрессу в разрешении накопившихся проблем, а, наоборот, усугубляют печальную для страны статистику.