В 2008 году портом была достигнута первая наивысшая отметка в грузообороте за всю его историю — 34,6 млн тонн.
Примечательно, что после объявления независимости Украины четыре частные компании, занимающиеся погрузкой-разгрузкой судов, арендуют у Одесского порта инфраструктуру и краны. По словам журналиста Виктора Кузнецова, фактически теперь там работает слаженная коррупционная схема, основной смысл которой — занижение официальной арендной ставки портовых мощностей. Остальная часть так называемой аренды, минуя госбюджет, оседает в карманах руководства порта и его покровителей.
Кроме того, после Евромайдана украинские власти начали проводить политику, направленную на разрыв отношений с Россией — главным партнером Одесского порта.
Уже в 2016 году объем перевалки через Одесский порт составил всего лишь 25,3 млн тонн, а по итогам первых девяти месяцев 2018-го достиг всего лишь 15,6 млн тонн.