Ранее, во вторник, 15 января, во время заседания Согласительного комитета Верховной Рады спикер Андрей Парубий заявил о том, что имеющийся антицерковный законопроект №4128 необходимо доработать.
Он сообщил: «У нас есть зарегистрированный проект закона №4128, но, к сожалению, он не учитывает всех процедурных и юридических нюансов. Поэтому я обратился с просьбой к комитету, чтобы был разработан новый законопроект, доработанный и усовершенствованный согласно рекомендациям и решениям Европейского суда по правам человека».
Речь идет о законопроекте, который вносит изменения в закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», в те разделы, которые касаются принадлежности религиозных общин к религиозным конфессиям. Но по факту законопроект должен помочь властям и Православной церкви Украины (ПЦУ) осуществлять законное отбирание храмов у канонической УПЦ. В украинских СМИ законопроект №4128 окрестили «рейдерским», так как он легализует схему «рейдерского» захвата храма представителями другой конфессии.
О чем этот закон?
Законопроект №4128 был одним из трех антицерковных законов, поданных в октябре 2016 года группой депутатов из промайдановских фракций. Сразу же после его появления он наделал шуму в украинских СМИ. Тогда, в 2016 году, он так и не был принят, но власти о нем не забыли. И вспомнили уже только сейчас, после прошедшего «объединительного собора».
По существу, законопроект вносит только две корректировки в имеющийся закон. В качестве первой он вносит понятие «самоидентификации» следующим образом: «Принадлежность лица к религиозной общине определяет ее самоидентификация с этой религиозной общиной, подтверждением чего есть участие в религиозном житье конкретной общины». То есть практически любой человек может назваться представителем религиозной общины, сославшись на то, что он купил свечку или постоял на службе.
Вторая корректировка, исходя из сравнительной таблицы, дает возможность религиозной общине проводить изменение устава: «Путем регистрации новой редакции устава (положения) или изменений и дополнений к нему, принятых по соглашению на такое изменение простого большинства лиц, присутствующих на собрании граждан, которые относятся к религиозной общине».
Таким образом, законопроект дает возможность любому желающему, на основе лишь «самоидентификации», то есть устного заявления, принимать участие в собрании религиозной общины и вносить изменение в ее устав на основе простого большинства. Теоретически, можно собрать 10 человек, которые представятся членами общины какого-либо храма и с их участием провести изменения в устав общины. При этом священнослужители самого храма об этом не узнают. И в оригинальной редакции это касается любой конфессии.
Это очевидная рейдерская схема, создающая условия для условно «законного» перевода храмов из УПЦ в другую конфессию. На момент инициативы речь шла о переводе храмов из УПЦ в раскольническую УПЦ КП. Но сейчас ясно, что речь идет о переводе храмов в ПЦУ.
Мнение Церкви о законе
Инициатива законопроекта №4128 вызвала резонное недовольство со стороны представителей разных религиозных течений, не только УПЦ. По их мнению, законопроект создает условия для схемы по отбору любого храма, что ухудшит ситуацию в нестабильной Украине и создаст повод для новых конфликтов.
12 января митрополит Запорожский и Мелитопольский Лукапрокомментировал возможное принятие законопроекта: «Сегодня мы стали свидетелями, как современные последователи Ирода и Иуды, при содействии подчиненных им големов, от словесного потока сквернословий и оскорблений в адрес нашей Матери-Церкви перешли к действиям, развязав репрессии против Ее паствы. Так, с удивительной скоростью и неимоверным количеством нарушений, был принят антиконституционный закон, согласно которому вышеупомянутые лица пытаются отнять имя нашей Матери-Церкви, а нас с вами загнать в "религиозное гетто", промаркировав нас, верных чад Украинской православной церкви, как людей второго сорта».
Однако не только со стороны представителей УПЦ слышатся негативные оценки этого законопроекта.
Епископ Харьковско-Запорожской диоцезии Римо-Католической церкви Станислав Широкорадюкзаявил о том, что законопроект подыгрывает интересам исключительно раскольников: «Создается анархия. Здесь ясно написано, что все делается для того, чтобы Киевский патриархат смог забрать приходы Московского патриархата к себе. Создается коррупционная схема, для того чтобы свободно переходили приходы в Киевский патриархат… А почему не сделать, как во всем мире: каждая религиозная община должна быть юридическим лицом! Церковь должна быть юридическим лицом! Такой закон будет защищать Церковь. Я, упаси Боже, не за Московский Патриархат. Но таких законов не должно быть!»
Секретарь Украинской лютеранской церкви Игорь Рудзик на прошедшем еще в 2016 году круглом столе, посвященном антицерковному закону, заявил следующее: «Принадлежность личности к той или иной религиозной общине в законопроекте предлагается определять через самоидентификацию с этой религиозной общиной. Но это утверждение противоречит нашему уставу! Далее сообщается, что подтверждением самоидентификации служит факт участия в религиозной жизни общины. Но «религиозная жизнь» — это тоже очень размытое понятие. Это только участие в богослужениях или же непременное участие и в других сферах жизни общины?»
Присутствовавший на том же мероприятии исполнительный директор Объединения иудейских религиозных организаций Украины, член президиума Еврейской конфедерации Украины Евгений Зискинд сказал: «Законопроект № 4128 апеллирует к такому понятию, как «самоидентификация», хотя при этом вообще не дается четкого пояснения, что имеется в виду. Например, в иудейской традиции недостаточно только личной заинтересованности и определенности — необходим еще ряд обрядов, обычаев, которым необходимо следовать.
…Так что этот законопроект открывает путь рейдерству, захвату храмовых сооружений и земель только лишь на основании факта «самоидентификации».
Почему законопроект может быть не принят
Законопроект мог был быть принят еще 15 января, во вторник, и под него даже хватило бы голосов. Но его принятие все-таки отложили. Как сообщают украинские СМИ, причиной отсрочки голосования стало не желание юридически отшлифовать документ в соответствии с требованиями международных организаций, а недовольство представителей других конфессий, кроме УПЦ. Поэтому его «векторизируют»:
«Есть идеи сделать так, чтобы закон был в одностороннем направлении. Просто добавим упоминание про религиозный центр в стране-агрессоре. Были замечания к формулировке "простое большинство", по уставу ряда конфессий решение принимается в две трети голосов, например, на это обращали внимание лютеранцы. Был вопрос, что такое "участие в религиозной жизни общины". Это только участие в богослужениях или же непременное участие и в других сферах жизни общины? Вот эти спорные моменты решили подчистить, сегодня-завтра будем нарабатывать текст», — рассказал «Стране.UA» один из инициаторов законопроекта.
По другой версии, причиной отсрочки стало недостаточное количество голосов, о чем появилась информация вечером 16 января. Поэтому идут торги, и Порошенко пытается притянуть нужные голоса депутатов.
Многие отказываются помогать Порошенко в его предвыборной кампании, элементом которой стала эпопея с томосом и борьбой с УПЦ. Об этом уже заявила вице-спикер Оксана Сыроед, член фракции «Самопомощь»: «Простите, но президент Порошенко эксплуатирует томос абсолютно безбожно, сделав независимость церкви декорацией своей предвыборной агитации».
Политолог Руслан Бортник заявил в комментарии сайту «Вести»: «Фракции, которые ориентированы на Запад, проголосуют частично, также расколются и провластные фракции БПП и "Народный фронт". Оппозиция, само собой, будет против».
Слова Бортника подтверждает и политолог Алексей Якубин: «Сыграл свою роль и общественный резонанс вокруг законопроекта, но куда более важной была позиция западных партнеров, которые зафиксировали разногласия политических сил по этому поводу и предупредили власть о потенциальной конфликтности таких решений. Конфликты могут быть по всей стране. Возможно, что на Банковой сейчас подсчитывают, что даст президенту "томос-тур" и решили повременить с принятием закона».
Способность Порошенко контролировать Раду и принять «рейдерский» законопроект покажет, насколько сейчас на него ориентируются руководители фракций, в частности «Народного фронта». Потому что накануне выборов Порошенко фактически пытается втянуть депутатов в участие в своей предвыборной кампании.
Это также покажет, смогли ли договориться лидер «Народного фронта» Арсений Яценюк и министр МВД Арсен Аваков с Юлией Тимошенко о сотрудничестве.
Всё это станет ясным при голосовании за этот законопроект в четверг, 17 января.