Сегодня, 14 января, у руководства Киевского военного лицея имени Ивана Богуна побывала делегация организации «Кадетское содружество», которая пыталась выяснить судьбу памятника генералиссимусу Александру Суворову. Дело в том, что руководство лицея намерено снести памятник. А делегация примечательна тем, что в ее составе сам автор памятника — Игорь Заречный.
На Украине Заречный — известный скульптор. Среди прочего он прославился памятниками украинским философам вроде Григория Сковороды, гетманам Ивану Самойловичу, Ивану Выговскому и Тарасу Трясило, а также древнерусским князьям. Но слава скульптора бессильна перед желанием снести памятник. Ведь у сноса есть пылкие сторонники вроде министра культуры Евгения Нищука. Собственно, Нищук одним из первых объявил о планируемом демонтаже памятника.
«Только что экспертная комиссия Минкультуры единогласно приняла решение, которое позволит перенести памятник Суворову со двора Киевского военного лицея имени Ивана Богуна. О необходимости этого я неоднократно говорил уже в течение нескольких лет и в СМИ, и в общении с руководством лицея, и с мною глубоко уважаемым Героем Украины Игорем Гордийчуком <…> Я рад, что такое важное для Украины и для меня лично решение было принято», — радостно сообщил Нищук 26 декабря 2018 года.
Игорь Гордийчук, о котором упомянул глава Минкульта, это начальник училища, получивший в Иловайском котле в 2014 году тяжелые ранения. Уроженец Западной Украины и активный участник войны в Донбассе (помимо прорыва из Иловайского котла Гордийчук участвовал в боях за Саур-Могилу, получил тяжелейшие ранения) Россию и все, что с ней связано, искренне ненавидит.
Однако тут и он, и Нищук, вступают в борьбу со славным прошлым нынешнего Киевского военного лицея.
Непростой памятник
Памятник Суворову можно считать новоделом. Его поставили лишь в 1974 году. Однако он уже успел обрасти рядом традиций. Так, некоторые суворовцы и даже лицеисты рассказывают, что в последние годы СССР и в годы независимости Украины существовала традиция вывешивания знамени выпуска.
Само знамя сшивалось из чего угодно: пододеяльников, простыней, поговаривают, что некоторые оригиналы использовали для этого и подворотнички. В ночь перед выпуском знамя нужно было вывесить над училищем и на шпаге Суворова. Офицеры знали о традиции и подчас пытались препятствовать воплощению ее в жизнь. Таким образом, вывешивание знамени было нетривиальной, но крайне важной и почетной задачей.
Но и без шутливых традиций памятник для Киевского суворовского училища был крайне важен. Само училище в Киеве — одно из старейших в Союзе. Оно было основано в 1943 году как Харьковское, затем — в 1947 году — переведено в Киев.
Очень часто в разговоре с киевским «суворовцем» можно услышать и нотки гордости в голосе, когда речь идет о том, что именно его родное училище неоднократно награждалось бюстом Суворова — переходящим призом Министерства обороны СССР, за который сражались все суворовские училища Союза.
Конкуренция была непростой. Тем более что тогда суворовские училища по жесткости своих правил, а также по подготовке могли дать фору многим военным вузам Украины сегодня. Так, «суворовцы» учились вождению военной техники, совершали прыжки с парашютами, марш-броски. Все то, о чем сегодня их «потомки» на Украине могут только мечтать. В те времена в училище и слыхом не слыхивали о «школьниках» — явлении, распространенном в независимой Украине — детях влиятельных военных, учащихся в училище словно в простой школе, без того чтобы оставаться там на ночь или на выходные, как это заведено.
Поэтому новости о сносе памятника, а тем более о том, что его предложили выкупить члены организации «Московские суворовцы», для выпускника киевского училища как удар под дых. Бывшие конкуренты, заядлые противники в борьбе за бюст Суворова теперь спасают символ училища в Киеве!
«На мой взгляд, всё это ведёт в меньшей степени к ослаблению памяти о великом полководце, а в большей степени к расколу общества. Потому что огромное количество суворовцев, проживающих на территории Украины, в конечном итоге будут разозлены такими действиями властей», — предупредил в декабре глава «Московских суворовцев» Дмитрий Нестеров.
При этом многие выпускники киевского училища — нынешние украинские офицеры и генералы, в частности, командующий Сухопутными войсками Украины генерал-полковник Сергей Попко — молчат.
Впрочем, им вряд ли переломить задор деруссификаторов.
«Щорс следующий»
Директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович после слов Нищука не сдержал своей радости.
«Щорс следующий!» — написал он в комментариях к записи министра.
Такую оценку он дал действиям Суворова во время подавления Польского восстания, которое среди прочего запомнилось и зверствами шляхты в отношении православного населения современной Белоруссии.
В то же время негативно настроенные к данному событию указали: без действий Суворова Крым бы так и остался под властью Османской Порты.
Суворов действительно был одним из тех российских военачальников, которые присоединяли Крым и Бессарабию к России, отвоевав их у турок.
Кстати, вице-премьер-министру Вячеславу Кириленко, тоже ратующему за снос памятника, также напомнили, какое благо принес Суворов Украине.
Однако это не повлияет на украинских чиновников, которые в своей борьбе с Россией готовы зайти так далеко, чтобы лишить украинских офицеров и генералов их славного прошлого.
Впрочем, дело ведь не только в памятниках, а в самом отношении украинских ВИП-чиновников к прошлому своей Родины. Над трассой Ровно — Львов во Львовской области когда-то стоял монументальный памятник Первой конармии, выполненный из металла. Местные жители, воспользовавшись антироссийской истерией местного чиновничества, памятник начали потихоньку разоблачать. И вот теперь над трассой возвышается… остов мемориала, его скелет, страшный и безобразный, как само отношение к своей истории всех этих нищуков, вятровичей и прочих кириленок.