Под влиянием французов протестующие в разных странах стали надевать желтые жилеты, но требования и специфика протестов в каждой стране имеют свои особенности.
На днях поляки в желтых жилетах перекрывали возле Варшавы трассу А-2, крупнейшую магистраль, идущую через всю Польшу с востока на запад. Поляки поставили поперек трассы автомобили и сельскохозяйственную технику, заявив, что не уберут ее, пока их требования не удовлетворят. Они требовали установления пошлин на сельскохозяйственные товары из Украины, а также денежных компенсаций от правительства за свиней, потерянных польскими фермерами в результате вспышки АЧС (африканской чумы свиней), которую поляки тоже связывают с Украиной. Полиция назвала их действия незаконными, но силу применять не стала.
С польскими «желтыми жилетами» приехал пообщаться министр сельского хозяйства Польши Ян Кшиштоф Ардановски, однако сначала ему не удалось договориться с митингующими о разблокировании дороги. Протестующие требовали переговоров с польским премьер-министром Матеушем Моравецким, заявляя, что их акция бессрочная, и угрожая заблокировать и другие польские магистрали. Однако через день польскому правительству удалось добиться разблокирования дороги, пообещав «желтым жилетам» в срочном порядке решить проблему и рассмотреть вопрос на ближайшем заседании правительства. Если же правительство не решит данную проблему, поляки грозят возобновить акции через две недели.
Насколько польское правительство будет готово пойти на уступки своим протестующим или отделается только обещаниями — это мы вскоре увидим. Однако эти стихийные протесты проявили то, что тревожит многих поляков, — «евроинтеграция» Украины. Хотя квоты на поставку украинской продукции в страны ЕС относительно мизерные и не покрывают даже трети потерь от утраты рынков стран СНГ, но даже эти мизерные квоты европейские фермеры требуют отменить. По мнению фермеров ряда европейских стран, их правительства должны в первую очередь защищать интересы своих производителей.
Одним из требований польских протестующих является изменение международной политики Польши с учетом интересов местных фермеров. Протестующие требуют «прекратить финансирование сельского хозяйства в странах, которые конкурируют с польскими фермерами». В своем обращении польские «желтые жилеты» требуют также «обеспечения продовольственной безопасности Польши путем эффективной защиты внутреннего сельскохозяйственного производства и восстановления принципов устойчивой торговли».
Стоит отметить, что квоты поставок украинской сельскохозяйственной продукции в страны ЕС и без того невелики, но поляки требуют урезать их еще больше. В уходящем году, например, Украина полностью выбрала как основные, так и дополнительные квоты на экспорт пшеницы и кукурузы в страны Евросоюза всего лишь за первые пять дней — с 1 по 5 января, а квоты на поставки соков и меда были выбраны за первые десять дней. То, что ЕС защищает интересы своих фермеров, а украинское сельское хозяйство оказалось в проигрыше, стали понимать и украинские олигархи. «Европа говорит о зоне свободной торговли с Украиной, и одновременно подписана куча исключений и ограничений для экспорта украинских товаров. Европа защищает свой рынок! Они четко защитили собственные интересы, а Украина проиграла. Я думаю, что мы обмануты. Для экспорта продовольственных товаров из Украины установлены катастрофически большие ограничения или квотирования», — рассказывал экс-замглавы Администрации президента Петра Порошенко, украинский миллиардер Юрий Косюк.
ЕС очень опасается демпинга, который может разорить еврофермеров. «Себестоимость производства у нас очень низкая. Поэтому Европа действительно ставит максимум барьеров, чтобы украинскую продукцию туда не пустить», — утверждал министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой. В прошлом году, например, Ассоциация садоводов Польши призывала свое правительство ограничить импорт малины из Украины именно из-за ее дешевизны.
Что же касается вспышки АЧС и требований поляков возместить их убытки, то именно Украину и Белоруссию поляки считают источником заболевания животных. Вспышки АЧС в Польше стали распространяться в этом году из пограничных восточных районов страны, вскоре после аналогичных вспышек АЧС на Украине и в Белоруссии. На эту проблему в ЕС обратили внимание несколько месяцев назад. Еще 25 сентября в Киев прибыла миссия Европейского союза по оценке системы контроля и мер, принимаемых для стабилизации ситуации с африканской чумой свиней на Украине. Польша же ввела дополнительный контроль на украинской границе еще в январе уходящего года, задерживая продукцию животноводства из-за АЧС. Тем не менее, поляки считают, что часть продукции животноводства все же завозится из Украины нелегально, и требуют от своего правительства либо поставить надежный заслон на пути «свиной чумы», либо компенсировать фермерам убытки.
Украинским же фермерам справиться с этой чумой не позволяет банальная нехватка денег. «Согласно ветеринарному законодательству, я должен соблюдать закрытый режим содержания животных. У меня должна быть полностью огражденная территория, въезд постороннего автотранспорта категорически запрещен. Но моя ферма — 12 гектаров, без забора она осталась еще во времена распределения паев. Но чтобы поставить ограждение, нужны большие средства, которых у меня нет. Я оказался в заложниках ситуации», — рассказывает херсонский фермер Геннадий Дуля, объясняя, почему так сложно справиться с АЧС на украинских фермах.
Еще одним из требований поляков стало введение дополнительных преград на пути украинской сельскохозяйственной продукции, выращенной или обработанной с помощью запрещенных в ЕС химикатов. «Мы также требуем введения таможенной пошлины на границе с Украиной, откуда завозят продукты, обработанные запрещенными нам химикатами. Мы требуем маркировки польской и зарубежной продукции», — заявил Михал Колодзейчик, один из организаторов протеста.
В данном случае польское правительство оказывается в весьма сложной ситуации — ведь с одной стороны собственные производители — это значительная часть избирателей, от желания которых зависит избрание представителей власти, а с другой стороны польское правительство регулярно выражает «приверженность евроинтеграционным устремлениям Украины». Иными словами, польскому правительству хочется, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.
В такой ситуации Польше и прочим странам ЕС не остается иного выхода, кроме как делать выбор и расставлять приоритеты. И надо полагать, что своя рубашка окажется ближе к телу, то есть интересы своих производителей окажутся важнее. Однако это не предполагает отказа от поощрения «евроинтеграционных устремлений» Украины, по крайней мере на словах.
Как ни парадоксально, но сама политика «свободной торговли» в ЕС сейчас предполагает, скорее, нечто противоположное свободной торговле — это попытки закрыть свои рынки для иностранных товаров и максимально открыть для своих товаров рынки других стран, в частности, таких как Украина. Впрочем, в этой практике нет ничего нового, просто раньше она не называлась «свободной торговлей».