Об этом в понедельник, 10 декабря, сообщает «Интерфакс-Украина».
Авторы запроса объяснили своё требование тем, что глава государства повторно отказался обнародовать несколько законов, которые парламент принял два раза. В частности, речь идёт об объявлении 9 мая Днём Европы и предоставлении территории бывшего Республиканского стадиона под строительство нового здания посольства США.
В конкретной молдавской ситуации факт отстранения Додона говорит о неустойчивости его положения и о слабости института президента как такового. Об этом сказал в комментарии для издания Украина.ру украинский политолог, директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
«Наверное, с точки зрения формальной демократии это хорошо, когда первое лицо в государстве — президента — могут отстранять, опять назад пускать… Он бьётся за свои полномочия. Наверное, с точки зрения каких-то идеалов высокой демократии это хорошо. Когда, конечно, это говорит о совершенстве демократических процедур, их применения. А что касается конкретно молдавской ситуации, лично господина Додона, то это говорит о неустойчивости его власти, слабости института президентства в Молдове», — сказал Рудяков.
Эксперт напомнил, что «это не первый сигнал о том, что институт президентства там зависим от олигархического парламентаризма»: есть «заложенные инструменты, позволяющие держать президента в узде, в очень крепкой узде».
По его словам, «всё это вместе — признаки системного кризиса в Молдове, который продолжается не первый месяц».
«Этот кризис, конечно, требует своего разрешения, но «там столько завязано внутренних и внешних, и больших, и малых коррупционно-имущественных и геополитических интересов, что сами молдоване, я боюсь, уже не справятся», — сказал Рудяков.
Отвечая на вопрос о том, можно ли сравнивать ситуацию в Молдове с ситуацией на Украине (где как будто бы парламентско-президентская республика), эксперт отметил, что любые сравнения в данном случае будут хромать.
«Это совершенно разные ситуации… На формальном уровне механически можно сравнивать: там президент, тут президент, там и тут парламент. Но совершенно разное наполнение этих институтов и совершенно разная, скажем так, фоновая ситуация, подоплёка вмешательства крупного национального капитала — хотите, называйте его олигархическим, не хотите, не называйте, который контролирует политическую систему, политических игроков», — подчеркнул политолог.
Он добавил, что и парламент на Украине совершенно другой: «парламент, который не отражает социальный состав общества даже, скажем, на 20%».
«К таким вещам мы начинаем привыкать, даже привыкли. Но парламент (Верховная Рада. — Ред.) не отражает даже политический класс, состав политического класса. Парламент слишком однороден. Однороден внутренне и чужероден для большинства населения и для значительной части политического класса», — констатировал Рудяков.
Он добавил, что поэтому на Украине другая ситуация: «у нас президента трудно обуздать, потому что есть заложенные инструменты, которыми он может легко всё повернуть в свою пользу, что, собственно, и делает».
Напомним, Игорь Додон является президентом Молдавии с декабря 2016 года. За это время его четырежды временно отстраняли от исполнения обязанностей. Указы и законы, не одобренные президентом, подписал спикер парламента Андриан Канду.