Во вторник вечером министр иностранных дел Украины Павел Климкин радостно рассказал журналистам, что обсудил с коллегами возможность отправки кораблей военно-политического блока в Азовское море, и объявил о полной готовности Киева к приёму иностранных судов. Кроме того, в традиционной для Киева манере глава МИД заявил о самой широкой поддержке союзников. Впрочем об ответе зарубежных дипломатов на его предложение предпочёл промолчать.
Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг ограничился дежурными фразами о поддержке территориальной целостности Украины, содействии в модернизации и укреплении ВСУ, а также требовании к России отпустить задержанных 25 ноября моряков и двоих сотрудников СБУ. Как видим, ни слова об отправке кораблей в Азовское море не прозвучало.
Более решительно высказалась верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерика Могерини. Перед началом второго дня работы саммита она заявила: «Мы чрезвычайно обеспокоены развитием событий в Азовском море, и не только из-за нападения на украинцев. Активность в Азовском море чрезвычайно замедлилась, это касается и кораблей, которые ходят под флагами стран ЕС. То есть мы чувствуем влияние на нашу экономику, это помимо ситуации с безопасностью».
Меньше слов — больше дела
Однако Главнокомандующему ВСУ Петру Порошенко, привыкшему на каждом углу хвастаться безоговорочной поддержкой Запада в его борьбе против Москвы, этого было мало. В эфире телеканала Bloomberg украинский лидер дал волю эмоциям.
«Различные жёсткие высказывания — это, определённо, мощная поддержка Украины. Но, думаю, в этой ситуации, в то время, как западные партнёры делают жёсткие заявления, Путин действует. Действовать — не значит начинать войну. Действовать — это значит новый пакет санкций против России, возможно, под названием «азовские санкции», безусловное наращивание присутствия НАТО в Чёрном и, возможно, в Азовском море», — сказал он.
Однако Порошенко, который, к слову, на протяжении 5 месяцев возглавлял Министерство иностранных дел своей страны в 2009-2010 годах, снова забывает о нормах международного права. Согласно Договору между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, ратифицированному сторонами в 2004 году, Азовское море имеет статус внутреннего моря обоих государств, а корабли третьих стран не могут входить в его акваторию без разрешения как Москвы, так и Киева.
Таким образом, суда НАТО могут появиться в Азовском море только после денонсации этого документа. А денонсации не было.
Несмотря на стремление Киева полностью ликвидировать двустороннюю международно-правовую базу с Россией, договор по Азовскому морю до сих пор остаётся в силе, и даже не внесён в парламент законопроект о его разрыве. Почему так происходит, членам парламентского комитета по иностранным делам 5 декабря попытался объяснить заместитель главы МИД Украины Василий Боднар. По словам дипломата, этот вопрос сейчас находится на рассмотрении, но при этом он признал, что даже если Киев в одностороннем порядке остановит действие документа, это не значит, что денонсацию признает российская сторона. А следовательно, это вовсе не будет означать, что морские суда третьих стран будут иметь право входить в эти воды.
Впрочем, страх перед непризнанием со стороны Москвы — это лишь отговорка. Когда это останавливало Киев? Наоборот, последние 4 года режим Порошенко действует по принципу «назло бабушке отморожу уши». Истинная причина может крыться в неодобрении покровителями из Вашингтона какой-либо дестабилизации в Азовском море.
Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер предупредил, что отправка кораблей НАТО в Азовское море может спровоцировать конфликт между Альянсом и Россией в условиях, когда географическое положение второй более выгодно, а также нарушит положения того самого соглашения от 2003 года о праве судов третьих стран входить в акваторию только с согласия Москвы и Киева.
«Я считаю, что сохранение данного соглашения и сохранение его легитимности очень важно для Украины, потому что это соглашение является основой для утверждения Украины о том, что она имеет право свободного вхождения в Азовское море. НАТО не должно предпринимать шагов для подрыва легитимности этой сделки», — заявил американский дипломат.
Есть и другая более серьёзная причина, по которой именно НАТО не сможет оказать помощь Киеву в Азовском море, — Альянс не имеет собственного флота, а есть отдельные армии государств-членов блока. Таким образом, решение о направлении кораблей зависит от каждой конкретной страны, но пока никто не проявил такого желания. Иными словами, Порошенко зовёт на выручку несуществующий флот.
Украина до Сирии доведёт
Более охотно на полях саммита глав МИД стран НАТО Столтенберг говорил о Чёрном море. Вечером 4 декабря генсек повторил свои слова, сказанные днём ранее журналистам, об увеличении с 80 до 120 дней срока присутствия военных кораблей НАТО в этом регионе, а также патрулировании неба над его акваторией и размещении многонациональной бригады в Румынии.
«Эта встреча как таковая была важным сигналом России. Присутствие НАТО в Чёрном море меняет ситуацию. Мы будем следить за развитием ситуации и, исходя из наших оценок, решать вопрос нашего присутствия в регионе», — сказал Столтенберг.
На первый взгляд это заявление можно расценить как некую поддержку Киева, однако на самом деле инцидент в Керченском проливе 25 ноября не имеет к действиям Альянса абсолютно никакого отношения — решение об укреплении своих позиций в Чёрном море НАТО приняла ещё на июльском саммите. Тогда генсек пояснил, что речь идёт и о наземных, и о воздушных, и о морских силах для усиления возможности быстрой передислокации в случае необходимости.
Благодаря таким действиям блок пытается не только оправдать свою жизнеспособность (разговоры о том, что НАТО себя изжило, ходят уже давно), но и помешать триумфальной победе России в Сирии. Как бы ни старались американцы представить бывшего соперника по холодной войне как страну с разорванной в клочья экономикой, им всё же приходится признавать, что российское вооружение последнего поколения превосходит некоторые западные образцы, а Москва перехватила у Вашингтона инициативу на Ближнем Востоке. Дело в том, что арабская республика расположена на пересечении Средиземного, Каспийского, Красного, Чёрного морей и Персидского залива, и военные поставки из России осуществляются именно морским путем из-за отсутствия сухопутной границы.
Создать трудности для прохождения судов РФ Штаты могут, перебросив корабли в этот район. Похоже, такой сценарий за океаном не исключают. 18 сентября в Средиземное море вошла авианосная ударная группа ВМС США во главе с авианосцем «Гарри Трумэн». Вашингтон мотивировал прибытие кораблей проведением операции для дальнейшей поддержки партнёров из НАТО, европейских и африканских государств, а также интересами их национальной безопасности. К тому времени в другой окрестности Сирии — в Персидском заливе — уже находился эсминец ВМС США The Sullivans с 56 крылатыми ракетами на борту. Совпадение? Вряд ли.
Более того, утром 6 декабря телеканал CNN сообщил со ссылкой на американских чиновников, что после инцидента в районе Керченского пролива в Чёрное море вскоре войдёт американский военный корабль, соответствующий запрос Госдепартамент уже направил Турции — одному из трёх членов НАТО, имеющих выход к этому морю.
Согласно Конвенции Монтрё, военные суда нечерноморских стран общим тоннажем не более 30 тысяч тонн могут находиться в Чёрном море не более 21 суток.
Напрасные надежды Порошенко
В конечном итоге гонца доброй воли из Климкина не получилось — НАТО ограничилось словами солидарности с Киевом, но не более. Запад, который хлебом не корми — дай только повод усилить антироссийские санкции, не будет ещё больше ужесточать ограничительные меры из-за ареста украинских моряков, устроивших провокацию.
«Как вы знаете, для новых санкций в ЕС нужны две вещи: прочная правовая основа — она базируется на информации, которой обмениваются все страны-члены, — и единство всех стран ЕС. Дискуссии продолжаются, поэтому пока я не буду это комментировать», — сказала Федерика Могерини.
Сколько бы европейские и американские чиновники ни кричали о желании принять Украину в стан ЕС и НАТО после выполнения всех предписаний, реальность оказалась совсем иной. Как только возникла ситуация, когда государства Альянса должны были бы прийти на помощь Киеву как члену НАТО, все сразу же выступили в образе миротворцев и призвали Россию и Украину урегулировать спор полюбовно. То есть по сути, обойтись без их, во всяком случае, военного участия.