Командующий ВМС Украины, вице-адмирал Игорь Воронченко заявил, что в Керченском проливе «была осуществлена агрессия против государства Украина». «В связи с этим и нормами конвенции Монтрё, а именно 19-й пункт, Украина будет пытаться просить закрытия пролива Босфор в Турецкой Республике (России. — Ред.), чтобы россияне знали, как нарушать нормы международного права», — сообщил он.
Адмирал без флота
Так же Воронченко подчеркнул, что Украина старается защитить не только себя, но и западный мир.
«Российская Федерация пытается установить и распространить свое доминирование в Балтийском море, в Арктике, на Среднем и Дальнем Востоке». По словам главкома, установление контроля над Украиной является для России критически важным.
Подобные заявления из уст главкома ВМС Украины выглядят довольно странно. Ведь для осуществления международной политики существует Министерство иностранных дел, в ведении которого как раз и находятся международные договора и связанные с ними полномочия. Видимо, Воронченко также некомпетентен в международных делах, как, получается, и во флотском строительстве, раз его ведомство не способно в принципе обеспечить охрану водных рубежей Украины.
Конечно же, можно понять горечь обиды старого морского волка, подопечные которого были с позором задержаны при попытке незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации, причем делали это с угрозами в адрес пограничников РФ. Но ни реального сопротивления, ни боевой морской выучки показать не смогли.
Сначала объявите войну!
Впрочем, не стоит удивляться невежеству киевского руководства, которое даже не удосужилось полностью прочитать текст Конвенции Монтре 1936 года, а именно статью 19, которая гласит следующее:
«Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях 10-18.
Однако военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь право проходить через Проливы, за исключением случаев, подпадающих под применение статьи 25 настоящей Конвенции, а также в случае помощи, оказываемой Государству, явившемуся жертвой нападения, в силу договора о взаимной помощи, обязывающего Турцию, заключенного в рамках Статута Лиги Наций, зарегистрированного и опубликованного согласно постановлениям статьи 18 названного Статута.
В исключительных случаях, предусмотренных в предшествующем абзаце, не будут применяться ограничения, указанные в статьях 10-18.
Несмотря на воспрещение прохода, установленное выше в абзаце 2, военные корабли воюющих держав, прибрежных или не прибрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты.
Военным кораблям воюющих воспрещается производить в Проливах всякого рода захваты, осуществлять право осмотра и производить какие-либо враждебные действия».
То есть, для того чтобы задействовать нормы Конвенции Монтрё, Украине необходимо официально находиться с Российской Федерацией в состоянии войны, при этом иметь заключенный с Турцией договор о взаимной помощи. Да и то ограничения в этом случае коснутся только военных кораблей воюющих сторон. Причем объявить войну необходимо согласно требованиям Гаагской конвенции 1907 года «Об открытии военных действий», которые будут иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Конвенции). Ни того, ни другого между Украиной и Россией не происходит, да и не произойдет, поскольку война будет иметь фатальные последствия для режима Порошенко. Собственно, по этой причине войну России украинское руководство не спешит объявлять. Только грозятся из-за угла…
Больные международно-правовые фантазии
Не получится Украине закрыть Босфор и для торгового флота России, так как статья 4 Конвенции устанавливает, что во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда независимо от флага и груза будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в проливах.
Единственным возможным вариантом для перекрытия Босфора будет только прямая война с Турцией, что в условиях нынешних отношений между Россией и Турцией невозможно себе представить.
Безграмотность, безответственность и чувство собственной беспомощности вынуждают Киевскую власть делать всё более и более безответственные, но очень грозные заявления, эффективность которых — ноль. Если на кого-то они могут произвести впечатление, так только на совершенно неискушенных украинцев, тех немногочисленных телезрителей, которые вовсю верят украинской пропаганде. Но и таких становится с каждым днем меньше.