Об этом сообщил Информационно-просветительский отдел УПЦ.
По данным Главного управления Нацполиции (ГУНП) в Житомирской области, работники следственного управления ГУНП в Житомирской области вместе с работниками СБУ провели 8 санкционированных обысков в Киеве, Житомире, Овруче и Коростене в рамках расследования уголовного производства, начатого по статье 161 Уголовного кодекса Украины. Эта статья предусматривает наказание за нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии.
Что ищут?
Обыски прошли в кафедральных соборах, епархиальном управлении, храмах и домах священников, отметили в УПЦ. О деталях рассказал для информационно-просветительского отдела УПЦ настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора Овруча протоиерей Анатолий Каплюк.
«Пришли утром, показали какое-то непонятное постановление суда, забрали ключи, храм закрыли и целый день искали печатную продукцию… Обыск проводили везде, в том числе и в алтаре, были в подвале, в нижнем, верхнем храмах, котельне и т.д. — проверили все. Целый день искали и ничего не нашли», — сообщил священник, чьи слова приводит сайт УПЦ.
В результате изъяли несколько журналов для священников, календари и богослужебные указания.
По словам священника, «епархиальное управление обыскивали тоже, хотя на это не имели права. Даже согласно их постановлению у них было разрешение только на обыск храма».
Настоятель кафедрального собора Овручской епархии УПЦ отец Анатолий сообщил изданию Страна.ua, что во время обыска он начал служить, а «они в это время стояли и зачитывали».
«Так что я даже не знаю, что они пришли искать — террористическую литературу, производство наркотиков или атомное оружие. А что же ещё может быть в церкви?» — сказал священник с иронией.
По данным издания, «основанием для судебного решения об обыске и изъятии литературы и компьютерных носителей якобы стала «поступившая в органы госбезопасности информация от патриотически настроенных сил».
При обыске на квартире священника Житомирской епархии УПЦ «недозволенную» литературу (или что-то ещё?) искали даже в школьных портфелях детей.
Ранее СБУ провела обыски дома у настоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Павла, были обыски и в самой лавре. Изъяли книгу «Украинская Православная Церковь: отношения с государством. Отношение к АТО и церковному расколу. Вопросы и ответы». Уже не раз мы сообщали о вызовах православных священников на «беседы» в СБУ. Ситуация вокруг УПЦ накаляется с каждым днём.
Ставка на карьеристов
По мнению киевского православного публициста Дмитрия Скворцова, это месть Порошенко за отказ епископата от сотрудничества в деле построения «Единой православной украинской церкви» (ЕПУЦ) и надежда с помощью грубого силового давления сломить упорство священнослужителей.
Это президенту необходимо, поскольку для придания хотя бы вида легитимности намеченному на декабрь так называемому объединительному собору, в нём должны принять участие иерархи канонической церкви. А они в подавляющем большинстве не хотят этого делать.
Порошенко меряет священнослужителей своей торговой мерой и полагает, что «они готовы отречься от Христа ради какого-то благополучия или из-за страха от угроз со стороны соответствующих органов», — сказал Скворцов в беседе с корреспондентом издания Украина.ру. Однако, по его словам, это напрасные надежды.
Тут президент-коммерсант столкнулся с новой для себя реальностью: христиане не продаются, они готовы пострадать за веру.
Впрочем, Порошенко знает церковь, в которой, по словам настоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Павла, он вырос, которая его лелеяла, — и вот она «благодарность». По всей видимости, президент делает ставку на тех, кто лишь прикрывается именем Христа, для кого церковь — это карьера.
Такие карьеристы в УПЦ есть, отметил Дмитрий Скворцов. Но даже они колеблются, поскольку видят: с созданием новой церкви не складывается, и для них есть риск потерять всё.
А для искренне верующих «органы» и вообще мирские власти не имеют такого авторитета, на какой представители этих органов и властей, вероятно, рассчитывают, отметил он.
И пояснил: «это когда речь идёт о таких священниках, какие есть, например, в Винницкой епархии, в Черкасской епархии, которые пошли против своего митрополита».
«Не все, конечно, пошли. Допустим, в Виннице — 44 из 50 священников подписали обращение в поддержку митрополита Онуфрия, в Черкасской епархии тоже не все… Есть, конечно, священники, которые, возможно, и в канонических правилах не ориентируются. Они считают, что, раз они украинцы, значит, должна быть украинская церковь. Они считают, что если Варфоломей, канонический патриарх, даёт автокефалию, значит, эта церковь — «ЕПУЦ» — будет канонической. Некоторые люди, возможно, просто безграмотны в каноническом праве», — отметил Скворцов.
По его словам, «эта безграмотность накладывается на русофобию, украинство ведь вообще всегда предполагало русофобию, а здесь она ещё и нагнетается на протяжении последних пяти лет всеми средствами массовой информации и всеми государственными мужами».
«Есть, конечно, и такие паршивые овцы. Но большинство священников, большинство епископата выступают за единство православной церкви на всей территории исторической Руси», — констатировал Скворцов.
Большевистскими методами
Как отметил в интервью изданию Украина.ру политолог Сергей Михеев, сегодня на Украине мы наблюдаем гонения на истинное христианство, и гонители повторяют опыт своих предшественников.
«В этом смысле нынешние украинские власти, конечно, сближаются с теми, кто называется язычниками или атеистами, — сказал Михеев. — Например, нынешняя опись мощей святых в Киево-Печерской лавре, — это, с точки зрения любого верующего человека, откровенное святотатство. А ведь Порошенко и вся его команда, они тоже себя называют православными. По сути они действуют так, как действовали большевики в первые годы советской власти».
Депутат Верховной Рады от «Оппозиционного блока» Вадим Новинский в эфире канала «112 Украина» отметил, что одновременно с обысками у священников проходили обыски у оппозиционных депутатов Николаевского горсовета, — всё это «звенья одной цепи». По мнению многих экспертов, в период действия режима военного положения в 10 регионах страны давление как на оппозицию, так и на УПЦ будет нарастать.
Состоявшийся 25 сентября синод УПЦ предостерёг, что зарегистрированные в Раде так называемые «антицерковные» законопроекты «имеют целью юридическую ликвидацию Украинской православной церкви путем ее рейдерского захвата через смену названия, противоправное вмешательство в органы управления и захват имущества (святынь, храмов и монастырей)».
Видим, что даже и без принятия скандальных законопроектов многое уже пытаются реализовать.
Пострадать за веру
Будет ли УПЦ просто наблюдать за действиями Порошенко, хладнокровно вмешивающегося в дела церкви? Помнится, великий писатель земли русской Лев Толстой был отлучен за куда меньшие прегрешения (хотя не мне, конечно, о том судить) от церкви и предан анафеме.
Чем ответит Русская православная церковь за гонения в отношении ее служителей президенту Украины, пока не понятно. И ответит ли вообще, тоже неясно. Но тут важнее другое.
Очевидно, что опытный менеджер и олигарх Порошенко в лице православной церкви столкнулся с непривычной для него реальностью. Эти люди в большинстве своем не собираются строить карьеры, добиваться личного успеха. Поэтому на них невозможно воздействовать привычными президенту методами — ни кнутом, ни пряником. А за свою веру они ведь готовы, как истинно верующие, и пострадать. Более того, с их точки зрения страдание за веру — подвиг, который их возвышает. Поэтому развернуть их в сторону автокефалии посулами, орденами и душещипательными беседами в СБУ не получается.
Но пока что Украинская православная церковь смиренно ограничивается лишь тем, что намерена обжаловать действия правоохранителей, устраивающих обыски у священнослужителей, и обратиться в связи с данной ситуацией к международному сообществу.
Напомним, президент Пётр Порошенко в апреле 2018 года обратился к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении томоса об автокефалии «поместной автокефальной церкви» на Украине. В этом Порошенко поддержали депутаты Верховной Рады.
Варфоломей направил на Украину двух экзархов для подготовки автокефалии и пообещал, что томос будет предоставлен в ближайшее время.
В УПЦ назвали подобные действия Константинополя вторжением на каноническую территорию другой поместной церкви. В ноябре синод канонической Украинской православной церкви разорвал евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.
Собор епископов УПЦ, который состоялся после заседания синода, отметил, что верующие не раз обращались к патриарху Варфоломею с просьбой не узаконивать раскол под предлогом создания автокефалии, но их просьбы так и остались без внимания.