Если в преддверии встречи европейские политики не хотели бежать впереди паровоза и призывали дождаться итогов мероприятия, то американские и украинские чиновники не скупились на комментарии.
«Мы очень тесно координировались в последние семь дней с нашими европейскими союзниками как в формате НАТО, так и в формате ЕС, и вот сейчас мы сконцентрированы на соразмерном объединенном ответе в масштабе альянса на то, что произошло в Керчи. Есть много всего, что Соединённые Штаты сделали и продолжат делать для украинцев, но мы хотим убедиться, что завершим эту неделю с единой позицией», — заявил один из высокопоставленных сотрудников Госдепартамента на борту самолёта по дороге в Бельгию.
Сенатор от Республиканской партии Джон Баррассо и вовсе призвал к самым решительным мерам: увеличить объёмы поставок комплексов ПВО и противокорабельного оружия Украине, а также направить в акваторию Чёрного моря корабли США и НАТО.
Позицию Вашингтона наверняка поддержит Лондон, судя по публикации министра иностранных дел королевства Джереми Ханта в Twitter.
«Великобритания категорически осуждает применение Россией силы против украинских судов, входивших в Азовское море. В очередной раз мы видим, как Россия нарушает нормы международного права и украинский суверенитет. Россия должна освободить задержанных украинских моряков и гарантировать свободный проход через Керченский пролив», — написал дипломат 26 ноября.
Воинственный дух старшего брата из-за океана незамедлительно поддержал и официальный Киев. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко в студии телеканала ICTV призывал не только ввести ограничительные меры в отношении юридических и физических лиц РФ, но и заблокировать активы российских бизнесменов на территории страны, пожаловавшись, что они полностью контролируют отдельные сферы.
Директор политического департамента МИД Украины Алексей Макеев воспользовался приглашением на совместные слушания комитетов по иностранным делам и подкомитета по безопасности и обороне Европейского парламента, чтобы в очередной раз повторить набившие оскомину антироссийские тезисы.
«Посмотрите на санкции. Запрет в отношении российских кораблей, которые идут из российских портов Ейск и Таганрог, в европейские, может быть вариантом санкций. И персональные санкции в отношении тех, кто отдал приказы, могли бы быть важным элементом этих мер. Слово «санкции», к сожалению, не популярно в Брюсселе и ряде европейских столиц», — сказал дипломат 3 декабря.
Действительно, на прошлой неделе послы стран Европейского союза не могли согласовать решение об ужесточении антироссийских санкций из-за позиции представителей Германии и Франции и ограничились призывом к Москве и Киеву проявить сдержанность в сложившейся ситуации. Кроме того, Берлин и Париж выразили готовность стать посредниками между Россией и Украиной для урегулирования конфликта. Первым шагом в этом направлении может стать запланированная на 6 декабря встреча министров иностранных дел ФРГ, России и Украины на полях заседания Совета глав МИД ОБСЕ.
Достаточно двойственную позицию занял бывший глава немецкого МИД Зигмар Габриэль. В опубликованном 28 ноября интервью изданию Bild он назвал Германию одним из ближайших союзников Украины и призвал партнёров по НАТО поддержать её в противостоянии с Россией. Однако спустя два дня в эфире телеканала N-TV политик уже не был столь благосклонен к Киеву: «Я считаю, что мы ни в коем случае не должны позволять Украине втянуть нас в войну. Украина пыталась это сделать».
3 декабря журналисты пытались узнать хоть какие-то подробности встречи дипломатов в Брюсселе из первых уст — у генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, но ничего, кроме дежурных фраз, не услышали. Руководитель Североатлантического альянса призвал Россию освободить задержанных моряков и обеспечить украинским кораблям право свободно передвигаться в Азовском море и Керченском проливе. Естественно, он не упомянул о том, что в сентябре моряки Украины в соответствии с установленными РФ правилами заранее проинформировали о своём намерении пройти под аркой Крымского моста и воспользовались услугами российских лоцманов. Комментируя предстоящие переговоры в Брюсселе, Столтенберг пообещал сделать заявление только после их завершения, а пока выразил уверенность, что союзники выразят большую обеспокоенность ситуацией и передадут очень чёткий сигнал России.
«НАТО и страны НАТО оказывали и оказывают сильную практическую поддержку Украине. Мы также, конечно, оказываем им политическую поддержку. НАТО увеличил своё военное присутствие в Черноморском регионе. В прошлом году количество дней, когда корабли НАТО или под командованием НАТО присутствовали в Чёрном море, увеличилось с 80 до 120», — добавил глава военно-политического блока.
По информации источников российских СМИ, заявление по провокации в Азовском море, которое готовят министры иностранных дел, повторит высказывание Столтенберга и будет содержать призыв к сторонам конфликта проявить сдержанность, требование незамедлительно вернуть Киеву задержанные суда, моряков и сотрудников СБУ, обеспечить свободу судоходства в Азовском море и прекратить необоснованные проверки торговых кораблей.
Очевидно, что в Европе, во-первых, назревает если не раздражение, то, по крайней мере, сдержанность в оценке действий Украины. Последовательное невыполнение Минских соглашений, постоянные призывы остановить строительство «Северного потока-2», а теперь и «Турецкого потока» начинают создавать вокруг Украины некое внешнеполитическое недоумение. ЕС и НАТО готовы помогать Украине, но вряд ли это должно ограничивать их в его развитии, в том числе энергетическом и политическом. А именно такой, то есть ограничительной, выглядит позиция Украины.
Во-вторых, не может не раздражать европейских политиков сама постановка вопроса, когда их ставят перед фактом — опираться на единственную трактовку событий — киевскую. К тому же не могли не обратить в Европе внимания на внутриполитические последствия Керченского конфликта — введение военного положения в стране на части территорий, которые к самой Керченской, то есть морской части страны, отношения не имеют. Возможно, по своим каналам в Европе уже имеют достоверную информацию, что реальным зачинщиком конфликта является как раз Украина.
И в-третьих, в отличие от США, для которых театр этого вооруженного полуконфликта находится далеко, и НАТО, и ЕС понимают, что от деклараций рано или поздно надо переходить к действиям. Возникает вопрос, к каким? Что может и, главное, захочет предъявить в виде действий РФ НАТО? Это, пожалуй, главный вопрос саммита Северо-Атлантического военно-политического союза, который проходит буквально в эти часы в Брюсселе.
Издание Украина.ру будет следить за развитием событий на переговорах.