Казань — древняя столица одного из могущественнейших соперников Московского царства — Казанского ханства — является одним из красивейших городов России. Она хороша в любое время года. Но одной лишь Казанью красоты Татарстана не исчерпываются.
Последние дни календарной осени, но за окном белым-бело и морозно. Автобус подъезжает к Раифскому Богородицкому монастырю. Вокруг — красивейший лес: не зря здешние места относятся к Волжско-Камскому природному заповеднику. Последние сто метров до входа в монастырь экскурсанты должны преодолеть пешком. И на пути от автобусной стоянки их взгляд выхватывает внушительный забор с плакатом патриотического содержания. Это уже территория не монастыря, а закрытой спецшколы №1 — закрытого учебного учреждения для трудных подростков, история которого тесно связана с историей монастыря.
Сам монастырь сейчас является крупнейшим действующим мужским монастырем Казанской епархии. Изначально пустынь на берегу живописного озера в 1613 году основал отшельник Филарет. Это место было не только красивым, но и почиталось в качестве священного у местного народа черемисов, которые скоро разнесли весть о появлении в этих местах святого человека. К Филарету стали прибывать его единомышленники из Казани, с которыми он и основал пустынь — в будущем один из первых православных монастырей на этой земле, построенных после взятия царем Иваном Грозным Казани. Филарет умер в 1659 году, а спустя два года казанский митрополит Лаврентий дал благословение основать на месте пустыни монастырь.
Назвали обитель в честь почитаемых Раифских старцев — египетских подвижников, убитых на Синае в IV веке арабскими племенами. Именно в честь преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных, и был освящен первый деревянный храм недавно обустроенной обители. Так сам монастырь и получил свое имя.
В том же, 1661 году в монастырь привезли точную копию Грузинской иконы Божьей Матери, которая стала одной из главной святынь обители. Оригинал этой чудотворной иконы, который при завоевании Грузии персидским шахом Аббасом в 1622 году вывезли в Персию, в 1625 году приобрел приказчик ярославского купца Григория Лыткина — Степан Лазарев. Когда Лазарев вернулся в Ярославль, Лыткин направил икону в Черногорский монастырь под Архангельском и выстроил там церковь. В ХХ веке оригинал иконы пропал. Таким образом, сегодня в Татарстане хранится старейший ее список.
Татары, черемисы, арабы, египтяне, грузины и персы… И тем удивительнее для выходца из Украины услышать знакомые названия из уст экскурсовода, только лишь он вступает на монастырскую землю.
Чудо-колокол из Донецка
В монастырь экскурсионная группа входит через ворота с колокольней, на третьем ярусе которой хорошо виден большой колокол. Эта колокольня — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота около 60 метров. С колокольней связана одна из красивейших легенд монастыря. В конце XIX века настоятель обители игумен Вениамин терзался сомнениями: давно хотелось построить колокольню, но денег на строительство не было, да и в необходимости этого сооружения он не был до конца уверен. Тогда он решил спросить у первого встречного ребенка, строить ли колокольню. Пройдя около версты от обители, он встретил крестьянку с девочкой. Девочка назвалась Масей, а на вопрос игумена ответила просто: «Штрой». И хоть денег и не было, игумен распорядился нанимать рабочих и готовить леса. На следующий день в обитель заехал казанский купец Михаил Атлашкин.
«Вот, батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать в обитель заготовленный у меня кирпич — один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить», — заявил игумену купец.
«Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен», — ответил игумен.
В тот же день кирпич начали перевозить в монастырь. Было это в 1889 году. А уже два года спустя на колокольне установили крест. Но в 1917 году для монастыря, как и для многих других православных обителей бывшей Российской империи, настали черные дни. В 1918 году обитель официально закрыли. Монахи и местные жители продолжали служить в храмах. Последних иеромонахов арестовали в 1930 году. Саму же обитель превратили в тюрьму для политзаключенных, а позже — в колонию для несовершеннолетних, которая со временем и стала спецучилищем. В том же году с колокольни сбросили самый большой — восьмитонный — колокол. При падении раздался страшный гул и колокол ушел весь в землю.
«Теперь здесь колокола из Донецка», — как бы невзначай говорит экскурсовод.
Уже дома при проверке этого факта выясняется следующее: самый главный — большой колокол был отлит по спецзаказу в Донецке. Доставили его в обитель в апреле 2005 года. В то время, несмотря на успех первого Майдана, украинский национализм не казался страшным, а сам Донецк был мирным цветущим городом. Как тогда рассказывали в монастыре, колокол был даром православного человека, пожелавшего остаться неизвестным.
И теперь над лесами Татарстана раздается донецкий колокольный звон.
Как русские лягушки учили французских демократии
Само название озера, красота которого вдохновила основателя обители в далеком XVII веке, вызовет очередной приступ ностальгии. Оно называется не только Раифским, но и Сумским. Правда, названо оно так не в честь слобожанского города, а из-за протекающей через него речи Сумки.
У этого озера есть одна интересная особенность: живущие там лягушки не квакают. Так было не всегда. Однажды их кваканье так мешало монахам молиться, что те воззвали к Богу. В результате лягушки замолчали. И вот что интересно: увозят лягушку из озера, она обретает голос. А привозят — она замолкает. Молчат и неместные лягушки.
Экскурсоводы рассказывают, что была в монастыре с визитом жена французского посла. Подивилась она местной особенности, и в следующий раз привезла свободолюбивых европейских жаб прямо из Франции. И те замолчали.
«Ваших-то лягушек меньшинство в озере, вот они и подчинились воле большинства. Это демократия», — передает экскурсовод слова, сказанные архимандритом Всеволодом француженке.
Именно под руководством отца Всеволода и начали восстановление монастыря в 1992 году. Его не стало в 2016 году. Сейчас наместником обители является иеромонах Антоний.
Экскурсия подходит к концу. Группа расходится по автобусам и выдвигается в Казань. Уже подъезжая к Казани, экскурсовод, рассказывая о развитии современного Татарстана, упоминает о том, что в столицу республики едут не только из других российских городов, но и из других стран. Особого упоминания удостаиваются украинцы. И действительно, как свидетельствуют местные СМИ, если в 2013 году в Татарстан прибыло 370 украинцев, то уже в следующем году — 1149 человек, а еще через год — 1291 украинец. Впрочем, как пишут те же СМИ, большинство из прибывших в республике не задержалось. А зря: Татарстан — очень красивая и гостеприимная земля. Оставшиеся же украинцы создают свои группы в соцсетях, где делятся привычными для мигрантов проблемами или просто общаются.