Одесский морской торговый порт до получения Украиной независимости был местом базирования военно-морского флота. Практическая гавань являлась базой для кораблей Одесской военно-морской базы.
История гавани
В ходе обороны Одессы 1941 г. в Практической гавани базировались корабли отряда обороны Северо-Западной части Черного моря, а в послевоенное время ее заняли корабли Краснознаменного Черноморского флота и морских сил погранвойск СССР. Корабли и суда в этой гавани всегда швартовали кормой к причалам Андросовского и Потаповского молов.
Практическая (ранее — Купеческая) гавань образована Андросовским и продолжающим его Потаповским и Военным молами, а также Арбузной набережной. Название связано с тем, что при начале строительства во всех портах мира, имеющих сообщение с юго-восточными странами, существовало разделение. Делили на практическую часть, где останавливались приходящие из безопасных с санитарной точки зрения мест суда, и карантинную. Во второй останавливались суда, приходящие из мест неблагополучных, или же суда, имеющие на борту больных заразными болезнями.
Строительство начали в 1800 году. В 1828-м запланировали прибавление (удлинение) мола, а в 30-х годах 19 века развернули работы для оборудования самой гавани. Формирование ее завершилось строительством Потаповского мола. В 1868 году после завершения строительных работ в порту акватория (водная площадь) Практической гавани, используемой для каботажной торговли, составляла до 40 тыс. кв. саж.
Переплывшие из Крыма
В начале 20-го века часть Арбузной набережной, весь Андросовский мол и частично Потаповский были предоставлены парусным судам, буксируемым баржам и случайным судам, приходящим с лесом и солью (доставляемой из Евпатории). Примерно в то же время у причалов вначале стояли небольшие корабли и катера различного назначения.
До государственного переворота 2014 года в гавани находились суда на отстое (в 2009 г. — грузопассажирский т/х «Глория» и учебное парусно-моторное судно «Дружба» и др.).
С мая 2014 года в Практическую гавань была перебазирована часть украинского флота, переданная Российской Федерацией, но большинство ценных и наиболее боеспособных кораблей так и осталось в Крыму. После присоединения Крыма к России национальный флот потерял более 80% своих активов и возможностей, как сообщали в ВМС Украины.
Многие украинские суда остались в Крыму, а большая часть военнослужащих перешли на сторону России.
Вместо флота — одно название
Современное состояние ВМС Украины представляет собой удручающее зрелище.
Надводные силы ВМС Украины состоят из двух бригад надводных кораблей, двух дивизионов кораблей охраны и обеспечения и дивизиона поисково-спасательных судов.
Базирование ВМС Украины осуществляется на двух базах. Западная военно-морская база в Одессе — основная база ВМС Украины, и Южная военно-морская база в Николаеве — перемещена из залива Донузлав в Крыму после 2014 года.
Азовская военная морская база пока находится в стадии строительства в Бердянске с дополнительными пунктами базирования в Мариуполе и Геническе.
Также ВМС Украины располагают одним арсеналом минно-торпедного вооружения надводных кораблей под Киевом и одной базой минно-торпедного вооружения в Очакове, на которых хранится до 30% боезапаса флота от имевшегося в 2014 году. Остальные 70% остались в Крыму.
Боевой состав ВМС Украины насчитывает 16 судов разного назначения и степени боеготовности.
Боеспособны, но бесполезны
Флагман ВМС Украины — фрегат «Гетман Сагайдачный» — 1993 года постройки боеготов, в 2018 году прошел восстановление технической готовности в связи с ремонтом газотурбинной силовой установки. Его основное предназначение согласно проекту 1135 — сторожевой корабль.
«Гетмана» заложили в 1990 году по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР. Это единственный корабль в ВМС Украины, который имеет возможности поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок. Впрочем, его вооружение и средства гидроакустического поиска подводных лодок морально устарели.
В 2016 году «Сагайдачный» прошел модернизацию в части навигационного оборудования. Также он обладает ограниченным ПВО малого радиуса действия, ОСА-МА. Фрегат не предназначен для самостоятельных действий, поскольку не обладает противокорабельными ракетами и ПВО среднего радиуса действия, а его возможности по противолодочной обороне невостребованы, поскольку южное побережье Украины из-за своих малых глубин недоступно для подводных лодок.
Второе место в рейтинге боевых возможностей украинского флота занимает корвет «Винница». Он боеготов, 21 августа завершен доковый ремонт корабля. Малый противолодочный корабль (корвет по классификации НАТО) проекта 1124П.
Впрочем, ожидать от него выдающихся возможностей в плане защиты южного побережья Украины тоже не стоит. «Винница» обладает только артиллерийским и противолодочным оружием, которое, как указано выше, не востребовано на черноморском побережье Украины.
«Боезапас остался в Крыму»
Ракетный катер «Прилуки» — единственный из имеющихся в составе украинского флота кораблей с противокорабельными ракетами. Он находится в среднем ремонте. Впрочем, наличие в составе флота этого корабля также бесполезно: весь его боезапас в виде ПКР П-15М «Термит» остался в Крыму.
Последним относительно крупным боевым кораблем в составе ВМС Украины является средний десантный корабль «Юрий Олефиренко», спущенный на воду в 1970 году и предназначенный для высадки десанта.
В корабельном составе ВМС Украины также имеется 10 артилерийских катеров, включая 4 бронекатера проекта «Гюрза» и два катера проекта «Айленд», переданных США в состав ВМС Украины.
Также в состав ВМС Украины входит более 40 судов вспомогательного флота (учебные, рейдовые и противопожарные катера, буксиры и др.). На некоторых из них установлено легкое артиллерийское вооружение. Впрочем, какой-либо угрозы, кроме борьбы с торговым судоходством, эти суда не представляют.
Ситуацию можно исправить, но помогать никто не хочет
В силу того, что в ВМС Украины остался один тральщик («Геническ»), ВМС Украины не в состоянии заминировать собственную акваторию. Несмотря на наличие огромных запасов морских мин на Очаковском арсенале, в том числе последних советских самонаводящихся боеприпасов РМ-2Г, ВМС Украины нечем ставить минные заграждения, а тем более вести противоминную войну.
Общие возможности украинского флота по охране водного района сводятся к попытке сорвать операции морского десанта, да и то в весьма ограниченной зоне прикрытия собственной ПВО.
Не исправит ситуацию и введение в состав ВМС Украины новых бронекатеров проекта «Гюрза». Обладая низкой мореходностью, в условиях часто неспокойного Черного моря бронекатера могут вести прицельный огонь лишь при волнении моря до 3-х баллов.
Впрочем, если против одиночного судна еще есть шансы на успех, то даже стая бронекатеров беззащитна от атак с воздуха, например от атаки управляемыми ракетами с вертолета КА-52.
Исправить ситуацию с ВМС Украины может лишь поставка ракетных катеров, вооруженных ракетами «Экзосет». Эта французская крылатая противокорабельная ракета идеально подходит для условий Черного моря и прекрасно зарекомендовала себя во время военных конфликтов конца 20-го века. Разработана французской фирмой «Аэроспасьяль» в 1974 году. Состоит на вооружении ВМС и ВВС более чем 25 стран мира.
Именно этими ракетами во время Фолклендской войны потопили британские эсминец «Шеффилд», контейнеровоз «Атлантик конвейер» и серьёзно повредили эсминец «Гламорган». Впрочем, желающих просто так передать Украине столь ценное и опасное вооружение нет и в помине.
Уроки истории для гибнущего флота
Однако существует возможная операция, которую могут себе позволить ВМС Украины, вдохновившись опытом польских партнеров по антироссийскому блоку.
Эта операция — быть интернированными в случае начала полномасштабного конфликта в близлежащих портах Румынии по аналогии с операцией «Пекин».
29 августа 1939 года по радио и флажным семафором кораблям военно-морского флота — эсминцам «Бужа», «Блыскавица» и «Гром» — передали сигнал «Пекин, Пекин, Пекин», означавший начало операции. Кораблям приказали следовать в британские порты и в случае начала войны Польши с Германией действовать совместно с Королевским флотом.
Действовать же самостоятельно украинский флот неспособен.