Вечером 26 ноября Верховная Рада приняла закон «Об утверждении указа президента Украины «О введении военного положения на Украине». Сам закон довольно короткий, и основную его часть целесообразно процитировать полностью.
«Верховная Рада Украины постановляет:
1. Утвердить указ президента Украины от 26 ноября 2018 года №393 «О введении военного положения на Украине с таким предостережением: военное положение вводится в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, а также Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории.
2. В период действия военного положения, определенного отмеченным указом президента Украины, частичная мобилизация объявляется президентом Украины в сроки и объемах в соответствии с угрозами национальной безопасности и обороны Украины.
3. Этот закон вступает в силу со дня его опубликования».
В качестве приложения к закону опубликован и указ президента Украины, который вводит военное положение с 14:00 (15:00 по Москве. — Ред.) 26 ноября 2018 года сроком на 30 суток до 14:00 (15:00 по Москве. — Ред.) 26 декабря 2018 года. И вот в этом указе и содержатся те пункты, которые бьют по украинцам.
Речь идет, в первую очередь, о пункте третьем.
«В связи с введением на Украине военного положения временно, на период действия правового режима военного положения, могут ограничиваться конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44, 53 Конституции Украины, а также вводиться временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц в границах и объемах, необходимых для обеспечения возможности введения и совершения мер правового режима военного положения, которые предусмотрены частью первой статьи 8 закона Украины «О правовом режиме военного положения».
Данный пункт вызвал шок у парламентской оппозиции. Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко даже попыталась перечислить все те права, которые могут быть ограничены после ввода режима военного положения, но ей на это банально не хватило отведенного на выступление времени.
«Мы не готовы поддержать под прикрытием военного положения реального уничтожения прав и свобод украинцев», — подчеркнула Тимошенко.
Несмотря на это, даже ее фракция в конечном итоге поддержала закон, вводящий в силу указ Порошенко.
Что же это за статьи Конституции Украины, действие которых могут ограничить? Вот они:
Статья 30 — Каждому гарантируется неприкосновенность жилья.
Статья 31 — Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции.
Статья 32 — Никто не может подвергаться вмешательству в частную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией.
Статья 33 — Каждому, на законных основаниях находящемуся на территории Украины, гарантируются свобода передвижения, свободный выбор места проживания, право свободно покидать территорию Украины. Гражданина Украины не могут лишить права вернуться на Украину.
Статья 34 — Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов.
Статья 38 — Граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно выбирать и быть избранными в органы госвласти и местного самоуправления.
Статья 39 — Граждане имеют право на мирные собрания, походы, демонстрации.
Статья 41 — Описывает право на частную собственность, которое является нерушимым. Также указывается, что граждане могут пользоваться коммунальной и государственной собственностью.
Статья 42 — Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность.
Статья 43 — Каждый имеет право на труд.
Статья 44 — Работающие имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.
Статья 53 — Каждый имеет право на образование.
Всех вышеперечисленных прав украинцев теперь могут лишить. Примечательно, что в указе Порошенко ограничение этих прав не привязывается к территории, где вводится военное положение. Таким образом, данные ограничения могут распространить по всей Украине, что ударит и по политическим партиям и их лидерам — основным противникам Порошенко на грядущих выборах.
Также стоит обратить внимание на упомянутую в этом пункте первую часть статьи 8 закона «О правовом режиме военного положения». Согласно ей, в тех областях, где вводится военное положение, военное командование вместе с военными администрациями могут самостоятельно или с привлечением органов государственной власти и местного самоуправления ввести ряд мер по ограничению прав юридических и физических лиц. Издание Украина.ру уже публиковало перечень этих ограничений. Если вкратце, то военные смогут ограничивать свободу перемещений граждан, нарушать неприкосновенность жилища, временно конфисковать имущество физических и юридических лиц и ущемлять иные их права.
Остальные пункты президентского указа носят технический характер. В первом указано время и срок введения военного положения, во втором — военному командованию дается указание совместно с органами исполнительной власти приступить к введению военного положения, в четвертом и пятом пунктах аналогичные указания даются Кабмину и Государственной службе по чрезвычайным ситуациям соответственно, а в шестом — областным администрациям, Киевской городской государственной организациям и органам местного самоуправления.
Седьмым пунктом указа МИД Украины обязывается предупредить Генсека ООН и официальных лиц иностранных государств о введении на Украине военного положения и ограничении в стране прав человека и гражданина, что является отклонением от взятых Украиной на себя обязательств.
Последний — восьмой — пункт указа гласит, что он набирает силу одновременно с соответствующим законом, принятым Верховной Радой.
Таким образом, Порошенко, хоть и проиграв парламентариям в вопросе выборов, по факту смог ограничить права и свободы украинцев, что окажет ему помощь в борьбе за президентское кресло.
При этом, глядя на карту Украины, где обозначены области, подпадающие под введение военного положения, многие опасаются не только репрессий против несогласных, но и очередного витка религиозной войны. В этих областях сильны позиции канонической Украинской православной церкви. С учетом запрета на акции протеста и ограничение других прав и свобод, верующим станет практически невозможно защищать свои храмы и отстаивать свои права в условиях набирающего силу давления на церковь.