Данный закон был принят после Майдана — 12 мая 2015-го — и начал действовать с 11 июня того же года. Последние изменения в документ были внесены парламентом в мае 2018 года.
Что такое «военное положение»
Военное положение характеризуется как «особый правовой режим, вводимый на Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и который предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для отражения угрозы, отпора военной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с обозначением срока действий этих ограничений».
Иными словами, ВАЖНО: военное положение — это такое состояние государственных институтов, когда страной фактически управляют военные, а не гражданские лица.
Правовой основой для военного положения (ВП) служат Конституция Украины, закон о военном положении, а также указ украинского президента.
Какие именно военные структуры управляют страной при введении ВП
Под военным командованием, которое уполномочено вместе с органами исполнительной власти и местного самоуправления внедрять и обеспечивать меры правового режима военного положения, подразумевается Генштаб ВСУ, объединенный оперативный штаб ВСУ, командование видов ВСУ, Сил специальных операций ВСУ, командование Десантно-штурмовых войск ВСУ, управления оперативных командований, командование объединений и воинских частей ВСУ.
При этом военные администрации, которые будут руководить территориями, где вводится военное положение, формируются исключительно из военнослужащих. Важное уточнение, внесенное изменениями в январе 2018 года, — в случае образования военных администраций ранее действовавшие военно-гражданские администрации упраздняются. Военные администрации финансируются из местных и государственного бюджетов.
Порядок введения военного положения
В законе отдельно прописан порядок ввода военного положения.
1. Предложения по вводу военного положения подает Совет национальной безопасности и обороны (СНБО).
2. После этого президент Украины, если согласен с аргументами СНБО, издает указ о вводе военного положения на Украине или в отдельных ее частях и обращается к Верховной Раде с просьбой о его утверждении, одновременно подав соответствующий проект закона. При этом даже без утверждения парламентом закона указ президента немедленно оглашается по всей Украине или в тех ее частях, где введено военное положение.
3. В случае оглашения указа Верховная Рада собирается в двухдневный срок без созыва и рассматривает вопрос об утверждении указа президента. После оглашения указа президента все органы власти должны оказать содействие для немедленного прибытия депутатов в Киев.
4. После того как депутаты поддерживают президентскую инициативу, указ президента, утвержденный Радой, официально обнародуется вместе с соответствующим законом и набирает силу.
ВАЖНО: при этом в указе должны содержаться обоснования для введения военного положения, границы территории, где оно вводится и срок, на который оно вводится, задание для военного командования, военных администраций, органов госвласти и местного самоуправления, задание для субъектов обеспечения гражданской обороны, а также «исчерпывающий перечень гражданских прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением военного положения с обозначением срока этих ограничений, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц с обозначением срока действий этих ограничений».
Досрочно прекратить военное положение на Украине или на отдельной ее территории может лишь президент страны.
Ограничение прав граждан и юрлиц
Самая интересная часть закона касается ограничения прав граждан и юридических лиц. Так, в связи с этим документом власти военное командование вместе с военными администрациями самостоятельно или при помощи органов местного самоуправления или государственной власти может:
1. вводить трудовую повинность для лиц, не задействованных в обеспечении обороны Украины, а также забронированных предприятиями, учреждениями и организациями для выполнения действий оборонного характера или для ликвидации последствий, возникших в связи с вводом военного положения;
2. использовать имущество, мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций для оборонных нужд;
3. принудительно отчуждать частное и коммунальное имущество, изымать имущество госпредприятий и объединений;
4. вводить комендантское время и устанавливать режим светомаскировки (иным словом — ограничить пребывание граждан на улице и заставить их не включать электрический свет по ночам);
5. устанавливать специальный режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства и транспортных средств;
6. усилить проверку документов у физлиц, в случае необходимости проводить личные досмотры, досмотры транспорта и багажа, жилища и служебных помещений;
7. запретить проведения мирных собраний, массовых мероприятий;
8. запретить деятельность ряда партий и общественных объединений, если их деятельность признают угрожающей Украине;
9. установить запрет или ограничение на выбор места пребывания или проживания лиц на территории, где действует военное положение;
10. регулировать работу изданий, предприятий телекоммуникации, СМИ, полиграфических предприятий, а также использовать мощности СМИ для военной пропаганды (в законе она названа «разъяснительной работой среди войск и населения), запретить работу радиоприемников и передатчиков личного и общественного пользования, а также передачу информации через компьютерные сети;
11. изымать у населения и организаций телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры и другие средства связи;
12. запретить торговлю оружием, сильнодействующими химическими и отравляющими веществами, а также алкогольными напитками и напитками на спиртовой основе;
13. запрещать находящимся на военном учете менять место проживания или пребывания без разрешения военкома либо органов СБУ, СВР, а также ограничивать прохождение альтернативной службы;
14. обязать жителей Украины расквартировывать у себя военных, а также правоохранителей и представителей власти, эвакуированное население;
15. увольнять с руководящих должностей лиц за ненадлежащее выполнение ими обязанностей;
16. принимать дополнительные меры для усиления охраны гостайны;
17. интернировать граждан иностранного государства, которое совершает агрессию против Украины;
и так далее, еще несколько менее значительных пунктов.
ВАЖНО: при введении ВП ограничиваются права граждан на перемещение по стране (они попадают под контроль спецслужб), военная и госвласть осуществляют контроль за СМИ, могут быть запрещены партии и общественные движения, которые власть посчитает неугодными, в случае необходимости могут быть введены ограничения не только на распространение, но и на прием телекоммуникационных сигналов и интернета.
Полномочия военных
Значительная часть закона посвящена и полномочиям военных администраций. В законе целых 42 пункта, описывающих полномочия этих органов власти, которые получают право регулировать все сферы жизни: от приготовлений к обороне до организации рынков на вверенных им территориях. Отдельно стоит указать на то, что военные администрации могут отменять нормативно-правовые акты, принятые местными советами, которые, по их мнению, противоречат нормам военного положения или тем актам, которые местные власти примут во время военного положения. Также на договорных основаниях военные администрации могут привлекать средства граждан, предприятий и бюджета для поддержания инфраструктуры. При этом создавать военные администрации, а также назначать и увольнять их начальников может лишь президент Украины.
ВАЖНО: назначение начальников и создание военных администраций происходит по представлению областных государственных администраций или военного командования, т. е. людей, зависимых от президента Украины, тех, кого он в свое время назначал на руководящие должности в регионах страны. Таким образом, президент полностью берет под свой контроль все происходящее в стране.
При этом правосудие все еще будет осуществляться лишь судами. Создание особых судов или «чрезвычаек» недопустимо, что отдельно указывается в п. 4 ст. 26 закона.
Запрет на выборы
Также стоит подчеркнуть такой важный нюанс, урегулированный законом о военном положении: запрет на выборы. Нельзя проводить выборы президента Украины, выборы в Верховную Раду, «Верховный Совет АР Крым» и органы местного самоуправления.
ВАЖНО: в законе не указано, что ограничение распространяется лишь на те регионы, где вводится военное положение. Иными словами, даже военное положение в южных регионах Украины ставит крест на всех выборах во всей стране.
Решение о выборах принимает Верховная Рада Украины в девяностодневный срок после прекращения режима военного положения.
Кроме того, запрещается внесение изменений в Конституцию Украины, Конституцию АР Крым, проведение всеукраинских и местных референдумов и проведение протестов, массовых собраний и акций.
Контроль за действиями военного командования, органов исполнительной власти и местного самоуправления во время военного положения осуществляет Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО).
При этом важно, что руководителем СНБО является президент (в данном случае Петр Порошенко), а Александр Турчинов — лишь секретарь СНБО, то есть фактически выполняет роль чиновника подготавливающего заседания и документов к ним.
В целом, при беглом анализе закона создается впечатление, что президент Украины получает диктаторские полномочия: он единственный вправе создавать военные администрации, назначать их руководство, а те, в свою очередь, ограничивают права украинских граждан, иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц.