Эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов объяснил, почему депутаты Рады в этом году были столь оперативны, а также сделал выводы из того, как голосовали украинские парламентарии.
— Этот бюджет так быстро принимался для того, чтобы получить быстрее транш МВФ. Но это не значит, что после принятия бюджета МВФ автоматически даст деньги на том лишь основании, что бюджет принят, закон о нём подписан.
Они ещё документ изучат, может, потребуются ещё какие-то поправки. За бюджет проголосовали с таким расчётом, чтобы он был принят до рождественских каникул, которые приняты на Западе.
- Можно ли сказать, что украинский парламент сейчас под контролем Порошенко?
— Принятие этого бюджета доказало, что сейчас Порошенко имеет большинство в Раде. Но, как показывает практика, чем ближе выборы, на которых шансы президента или кандидата от власти не являются предпочтительными, тем больше вероятность того, что его сторонники будут от него отворачиваться, и он теряет большинство в Раде.
Так было на президентских выборах 2004 года, когда в сентябре, за два неполных месяца до первого тура, аграрная партия вышла из правящей коалиции во главе с премьером Януковичем.
На выборах 2010 года это произошло уже между двумя турами, когда часть депутатов «Нашей Украины» стала подыгрывать Януковичу. Но Порошенко с его низким рейтингом надо пользоваться тем, что он пока контролирует большинство, и принимать законы.
И тем самым показывать обществу, что он контролирует парламент. Тем более что, несмотря на то что голоса собраны, это достигается все более трудно.
- За бюджет проголосовали 240 депутатов. Незадолго до этого за изменения в Конституцию проголосовали более 300 нардепов. Кто эти люди? И кто голосовал против?
Сейчас там конкуренция между его крыльями — кто из них больший оппозиционер. Правда, четыре мажоритарщика от «Оппоблока», как я понимаю, ахметовские, все-таки проголосовали, хотя это было совершенно не обязательно (потом они отозвали свои голоса. — Ред.).
Порошенко выжимает максимум из традиционного состава неформальной коалиции, которой утвердили еще Гройсмана.
Это БПП, «Народный фронт», «Воля народа» и «Возрождение». Если мы посмотрим на голосование, то увидим, что максимальная мобилизация была именно в этих фракциях.
Из БПП голосовали больше 110 депутатов, что бывает крайне редко, хотя у них суммарно 135 депутатов.
У «НФ» 73 из 81 депутата — 90%-я мобилизация. Скорее всего, это кто-то голосовал чужими карточками, потому что обычно за нужные решения голосуют порядка 65 депутатов.
Ну а «Возрождение» и «Воля народа» — почти все голосовали за бюджет и изменения в Конституцию.
- Почему Порошенко, у которого есть конституционное большинство в Раде для закрепления в Конституции евроатлантического курса, не может собрать это большинство для принятия законов, предусмотренных Минскими соглашениями?
Кроме того, ещё год назад была вброшена тема о миротворцах. Это позволило отодвинуть политическую часть Минских соглашений ещё дальше на задний план.