Эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов в интервью изданию Украина.ру сказал, что голосование в Раде показало: у президента Украины Петра Порошенко есть рычаги влияния на Верховную Раду, позволяющие принимать изменения в Конституцию.
— Если мы возьмем текст этого документа, то это всё декларация. Она не будет иметь практических последствий в том плане, что она не обязывает принимать Украину в НАТО и тем более в ЕС.
Эти все вопросы — дело достаточно дальнего будущего. Это просто декларативная часть, благодаря которой Порошенко показывает, что идёт необратимый процесс евроатлантической интеграции.
Но если мы не будем заглядывать далеко, то это достаточно принципиальное голосование показало, что президент располагает необходимым ему большинством, несмотря на падение его рейтинга.
Пока это одно из тех знаковых голосований, которое показывает, что Порошенко контролирует парламент. И понятно, что здесь было бы больше 226 голосов в любом случае.
Но интересно, как достаточно дружно для себя проголосовало «Возрождение», которое обычно не голосует за такие евроинтеграционные вещи с воинственным уклоном.
Именно благодаря голосам «Возрождения» там набралась критическая масса 2/3 голосов, которая необходима Порошенко для того, чтобы решение было в итоге принято во втором чтении.
- А зачем Порошенко принимать такое решение, если на вступлении Украины в ЕС и НАТО это никак не скажется?
И теоретически благодаря этим вот положениям можно будет обвинять в антиконституционной деятельности тех, кто будет выступать против.
- Поможет ли принятие подобных инициатив поднять рейтинг Порошенко?
— Сейчас, как мы видим, идёт счёт по рейтингам на доли процента для прохождения во второй тур. Теоретически для этих долей годится всё.
Но практически для меня показательны рейтинги второго тура, при которых Порошенко проигрывает даже Бойко, которого легко представить как силу антимайдана.
По сравнению с рейтингами в парах с Тимошенко и Гриценко — майданными кандидатами — Порошенко в паре с Бойко добирает три процента.
Я вполне допускаю, но это абстрактная возможность, поскольку я в такой второй тур не верю — что в реальной модели, если бы они сошлись во втором туре, и Порошенко бы выиграл с некоторым преимуществом и за счёт админресурса, и за счёт того, что кто-то как-бы определился из неопределившихся, эти вот три процента дополнительного прироста показывают, насколько ему трудно мобилизовать вокруг себя избирателей даже угрозой реванша антимайдана.