Инфраструктурная катастрофа Украины: Пациент скорее мертв

Украина оказалась на грани инфраструктурной катастрофы, но власти вместо решения проблемы борются с русским языком, инакомыслием и политическими оппонентами
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Без ускоренной технологической модернизации инфраструктуры жизнеобеспечения Украине угрожают техногенные катастрофы.

Цена проблемы — 35 миллиардов долларов

От техногенных катастроф не застрахован никто, и объекты инфраструктуры неизбежно изнашиваются в любом государстве. Но на Украине ничего не делается до тех пор, пока в очередном месте не прорвет, не обрушится или не бабахнет.

Холодный ноябрь 2018-го. Власти лишают украинцев права на жизньХолода застали украинцев внезапно, а еще большей неожиданностью они оказались для властей страны. Разваленная и требующая срочного капитального ремонта инфраструктура Украины не выдерживает ударов стихии

Гидротехнические сооружения, мосты, теплотрассы и другие объекты инфраструктуры в стране находятся сегодня в критическом состоянии. При этом они не ремонтируются надлежащим образом и не модернизируются. Вот уже более 25 лет украинские власти заняты исключительно латанием дорог, и это всё, что фактически делается по инфраструктуре жизнеобеспечения.

По оценке украинского правительства, цена модернизации устаревшей инфраструктуры составляет более 35 миллиардов долларов. Но этих денег у государства нет.

Более того, в стране не хватает общественных фондов, не хватает прибыли, которую дают украинские предприятия, доходов населения для того, чтобы просто качественно обслуживать инфраструктуру жизнеобеспечения. А именно состояние объектов инфраструктуры и их безопасность делают жизнь в стране по-настоящему удобной и комфортной.

Уставшие мосты

«Уставшими» на Украине называют мосты с легкой руки мэра Киева Виталия Кличко. Когда в столице частично обрушился Шулявский автомобильный мост, на место происшествия приехал мэр и порадовал украинцев перлом о том, что «мост устал от времени».

Только в Киеве более 75 мостов находятся в предаварийном состоянии, три — в аварийном.

По всей стране картина еще более печальная. Из шести тысяч мостов, которые находятся на балансе «Укравтодора», тысяча — в аварийном состоянии, еще 2,5 тысячи требуют ремонта.

«Это серьезный вызов для страны, так как эти мосты в значительной степени являются стратегическими, соединяющими не просто населенные пункты, а и целые магистральные направления в стране», — признал министр инфраструктуры Владимир Омелян.

До конца 2018 года планируется провести капитальный ремонт лишь 45 мостов. И потратят на это 2,3 млрд гривен. Министр напомнил, что еще 10 тысяч мостов сейчас находятся на балансе местных властей и не входят в сферу ответственности «Укравтодора».

Конец цивилизации

В катастрофическом состоянии на Украине находятся почти 70% водопроводных и канализационных сетей.

Нафтогаз, транзит и «холодные бунты»Арбитражный институт торговой палаты Стокгольма недавно объединил в одно дело иск «Газпрома» о расторжении транзитного контракта через Украину и иск «Нафтогаза Украины» о пересмотре тарифа на 12 миллиардов долларов

В результате масштабной аварии на теплотрассе, которая произошла вечером 13 ноября в центре Киева, на ночь без отопления остались два жилых дома. Пострадал автомобиль-такси, который провалился в образовавшуюся яму. В салоне авто никого не было, поэтому, к счастью, никто не пострадал.

14 ноября из-за аварии на теплотрассе в Харькове отключили отопление в 60 жилых домах, школе и больнице. А в феврале в том же Харькове произошел большой прорыв магистральной трубы. В результате чего больше 600 жилых домов, 26 школ, 21 детский садик и 14 медицинских учреждений остались без отопления.

В начале года в Прилуках произошла большая авария на канализационном коллекторе. В результате больше 100 домов затопило фекалиями, а город остался без воды на несколько суток.

«Изношенность теплосетей — под 80%, аварий всё больше, а их последствия — всё масштабнее. Из 28 тысяч км теплосетей Украина безвозвратно потеряла 8 тысяч км (30%) лишь за последние два года. Власть бездействует», — констатировал общественный деятель Александр Скубченко.

Как признался мэр Киева Виталий Кличко, почти 90% подземных коммуникаций столицы, самого богатого города Украины, изношены и требуют замены. И речь идет не только о теплотрассах.

Остается открытым вопрос: надолго ли еще хватит инфраструктуры, которая была построена в 50—70-е годы и с того момента ни разу системно не модернизировалась?

Эксперт энергетического рынка Валентин Землянский назвал две ключевые проблемы, которые не позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.

«Проблема первая — реконструкция не занесена вообще ни в какие планы ни государственного, ни местного уровня. А вторая — в тарифах всех распределяющих компаний не заложены деньги, которые должны быть направлены минимум на содержание, а как максимум еще и на модернизацию существующих сетей.

Все, чего можно ожидать в дальнейшем, — это деградация с последующим возникновением чрезвычайных ситуаций, как это мы видели, например, в Киеве в этом году. Речь идет не только о прорыве труб горячей воды, это и холодная вода, которая промывает грунт, и возникают провалы практически в центре города. И это следствие подобного рода бездеятельности», — сказал Валентин Землянский в комментарии изданию Украина.ру.

По его мнению, в конечном счете все это приведет к отмиранию централизованного снабжения услугами.

«Так поступали фашисты»: Украинская власть развязала «холодную войну»На Украине с 1 ноября стоимость газа выросла на 23,5 процента. Критическая ситуация с отоплением сложилась в Смеле, Шепетовке, Кривом Роге, Кроповницком и многих других городах и поселках

«Централизованное снабжение услугами — это привилегия развитых централизованных государств. То есть речь идет о деградации, в первую очередь, городской инфраструктуры. К сожалению, это факт», — констатировал Землянский.

После нас хоть потоп

Столица Украины в августе этого года пережила два поистине библейских потопа за одну неделю. Киев накрыл мощный ливень, который погрузил под воду целые улицы. От затопления пострадали торговые центры и подземные стоянки, в некоторых районах возникшие на дорогах «озера» осложнили движение транспорта.

Обильные осадки случаются на Украине и в Киеве не первый раз, но до этого года инфраструктура столицы справлялась с подобными паводками. Тонули в этом году Одесса, Ужгород, Ивано-Франковск и Львов.

Неудивительно, что Киев и многие другие крупные города Украины страдают от стихийных бедствий. Времена погони за сверхприбылями привели к тому, что мы имеем города со сверхплотной жилой застройкой, уничтоженными парками и обветшалой коммунальной инфраструктурой, которую не ремонтировали уже лет 40—50. И если и дальше так пойдет, то мегаполисы Украины превратятся в каменные джунгли, которые просто не приспособлены для комфортного проживания.

Карточные домики

На Украине заканчиваются сроки эксплуатации тысяч многоэтажек. Самые недолговечные жилые дома — 50 лет — панельные «хрущевки». Киев и Украина массово застраивались ими в 19551970 годы, и что-то решить с такими домами нужно успеть до 2020-го, то есть прямо сейчас.

Кирпичные пятиэтажки, возводившиеся примерно в эти же годы, могут простоять до 20552070 годов, но только если до 2030-го успеть провести капремонты, отмечают специалисты. Еще примерно столько же осталось довоенным «сталинкам». Послевоенные будут жить до 2105 года. При условии проведения их реконструкции в 202030-х.

До этого же времени простоят современные кирпичные и монолитные, панельные и блочные многоэтажки, построенные в 80-х годах прошлого века. С той лишь разницей, что если кирпичные можно реконструировать и еще продлить им жизнь на несколько десятилетий, то для панельных и блочных приговор у инженеров один — сносить. И если ничего не делать, уже через несколько лет многоэтажки посыплются как карточные домики.

«Холодная война» на Украине. Страна замерзает, пока власти спорят между собойНа Украине начало отопительного сезона ознаменовалось кризисом: на утро 14 ноября 22 коммунальных предприятия – облгаза – не получают от компании «Нафтогаз Украина» газ, необходимый им для отопления жилых домов. «Нафтогаз» объясняет свою позицию тем, что эти облгазы (а это почти вся Украина) не возвращают долги за ранее поставленные энергоносители

В правительстве признают, что на сегодняшний день 75% жилищного фонда нуждается в обновлении и ремонте. Власти пытаются повесить капремонты на рядовых граждан, и это в то время, когда почти половина украинских семей не может без субсидий оплатить коммунальные услуги.

«Малые города не могут самостоятельно решить эту проблему… Пока люди не поймут, что приватизированная квартира в доме является частью большой собственности, нам будет трудно, сколько бы мы денег ни выдавали, чтобы эффективно использовать этот ресурс», — заявил в мае этого года вице-премьер-министр Геннадий Зубко.

Энергетический голод

Общий срок работы 77 блоков тепловых электростанций (19,4 ГВт, или 80,1% от установленной мощности всех теплоэлектростанций Украины) превысил предельное значение для эксплуатации такого оборудования. Согласно отчету о деятельности НКРЭКУ за 2017 год, из 83 энергоблоков ТЭС 6 блоков (4,8 ГВт мощности) работают в сверхпроектный период, еще 5 блоков (1,3 ГВт) — в сверхпроектный и сверхпредельный периоды.

Срок эксплуатации остальных 72 блоков (18 ГВт) превысил проектное, предельное и парковое значения.

Таким образом, около 80% блоков тепловых электростанций Украины работают в изношенном состоянии, а это означает, что стремительно возрастают риски техногенных катастроф и веерных отключений, которые будут иметь лавинообразный характер.

Для того чтобы остановить и повернуть вспять гибельный процесс изнашивания основных фондов, нужны колоссальные капиталовложения. Еще в 2011 году, когда готовился процесс приватизации тепловой генерации, эксперты били в набат: объекты тепловой генерации на Украине находятся на грани лавинообразного выхода из строя, а это требует безотлагательного привлечения в отрасль огромных инвестиций, выделить которые из госбюджета правительство не в состоянии ни сегодня, ни в ближайшей перспективе.

Энергетическая стратегия Украины до 2030 года предусматривала необходимый объем капиталовложений на 20062010 годы в пределах 16,7 млрд долл. Однако реальные вложения, к сожалению, не дотянули и до половины.

Однако будут ли генерирующие компании действительно вкладываться в модернизацию, однозначно ответить невозможно. Это будет зависеть от того, насколько государство в состоянии будет контролировать те обязательства, которые брали в свое время те, кто приватизировал госактивы.

Эксперты отмечают, что, поскольку срок эксплуатации энергоблоков на украинских АЭС и ТЭС подходит к концу, уже через несколько лет Украину ожидает жесточайший энергетический голод — оставшегося количества электроэнергии хватит лишь для 10 миллионов населения.

Холодная война. Морозы и чиновники объединились против украинцевРанее «Нафтогаз» заявил о 22 теплоснабжающих компаниях Украины, которые не получают газ из-за долгов. Украина.ру приводит список регионов, где власти оставили жителей без тепла

В итоге приходится констатировать, что никаких системных мер ни законодательных, ни организационно-технических в области обеспечения инфраструктурной безопасности на Украине не принимается. И это притом что подобные угрозы чрезвычайно опасны для жизни и здоровья граждан.

Но украинские власти, к сожалению, озабочены совсем другими проблемами.

Рекомендуем