Как известно, после 2014 года миллионы украинцев были вынуждены податься на заработки за границу. Они работают на стройках Москвы и чешских заводах, ухаживают за престарелыми итальянцами и собирают урожай в Польше. Многие из них занимаются тяжелым физическим трудом, регулярно рискуя остаться без зарплаты, так как существует масса способов обмана таких гастарбайтеров. И вынуждены они становиться такими заробитчанами в первую очередь из-за нищенских зарплат на Украине и регулярного роста цен. У большинства из них на родине остаются дети и престарелые родители, которым трудовые мигранты перечисляют часть заработанных средств.
Однако и на эти переводы родственникам правительство Киева нацелилось, намереваясь обложить дополнительными налогами и те 100 евро, которые какая-нибудь уборщица пересылает из-за границы своей старушке-матери, поскольку та не в состоянии самостоятельно выжить на свою нищенскую минимальную пенсию в 1452 гривны.
На днях министр социальной политики Андрей Рева в интервью «Радио свобода» заявил о необходимости введения учета доходов украинцев, работающих за границей. По его мнению, это необходимо сделать ради некой «справедливости» при начислении субсидий на оплату услуг ЖКХ. Как известно, по требованию МВФ, Киев стремится резко сократить количество получающих субсидии, одновременно повышая цены на газ. Глава ведомства, которое должно было бы заниматься социальной политикой, «справедливость» видит в том, чтобы лишить субсидий не только украинцев, работающих на родине, но и родственников трудовых мигрантов, так как у них есть «двойное преимущество над обычными гражданами». Иными словами, под «справедливостью» министр соцполитики подразумевает следующую практику: сначала лишить чего-нибудь одну категорию граждан, а затем — все прочие категории, чтобы никому не было обидно.
«Люди, которые работают в Украине, платят подоходный налог, платят ЕСВ. Их доходы учитываются. И, как правило, они не могут претендовать на субсидии, потому что они работают «по-белому», удерживают и бюджетников, и пенсионеров, и сами себя содержат. А кто работает за рубежом, пересылает сюда средства. Эти средства попадают в конкретные домохозяйства. Это 6,5 миллиарда долларов», — заявил министр социальной политики.
При этом Андрей Рева отдает себе отчет, что украинские трудовые мигранты уже платят налоги в стране пребывания и сами на субсидии на Украине не претендуют.
«Заробитчане, которые присылают денежные переводы в Украину, налоги уже заплатили в стране пребывания, поэтому требовать налогообложения денежных переводов нельзя — это было бы двойное налогообложение», — говорит Рева.
Поэтому он предлагает считать «доходом» средства, которые один член семьи отдает другому члену семьи. «Это доход, потому что он используется на собственное потребление», — заявил Рева. Иными словами, получается, что «карманные» деньги, которые мать высылает для своей дочки-школьницы, — это доход. Средства, которые муж перечисляет жене, — тоже доход. И это несмотря на то что, согласно статье 165 Налогового кодекса, если отправитель и получатель являются родственниками первой степени родства, они могут обмениваться денежными переводами без уплаты налогов, указывая в качестве назначения платежа «подарок». Если прямой родственной связи нет, то это может быть «возвратная финансовая помощь», которая также не включается в сумму налогооблагаемого дохода.
С логикой у министра социальной политики уже давно творится что-то неладное. В прошлом году он обвинял своих сограждан в «прожорливости», так как они тратят на еду половину своего бюджета. Андрей Рева ставил украинцам в пример граждан Германии, не учитывая, конечно, уровня доходов немцев. «Немцы едят немного по-другому. У них другой рацион. Их культура питания очень отличается от нашей. Учитывая, что цены на продукты примерно одинаковы в Германии и Украине. Они (немцы) едят меньше не потому, что у них нет возможности, а потому, что такая культура. И поэтому они тратят меньше по сравнению с нашими людьми», — заявил Рева, который только в официальной декларации о доходах за прошлый год указал сумму более 711 000 гривен. Вероятно, Андрей Рева просто подумал, что проесть в одиночку половину этой суммы было бы достаточно сложно.
Сейчас же министр соцполитики обвиняет украинцев в массовом обращении за субсидиями. По словам Ревы, на Украине 44% граждан получают субсидии на оплату ЖКХ, и их количество постоянно растет, что в первую очередь многое говорит об уровне бедности. Однако Рева считает, что это объясняется тем, что Украина по своей конституции — «социальное государство».
«На Украине сложилась просто ненормальная ситуация, когда субсидиями уже опутано полстраны. Это просто нонсенс: полстраны загнали в такую нищету, что люди не могут оплатить ежедневные расходы, но при этом социальный министр очень гордится собой и даже приплетает к своей гордости Конституцию! Хочу напомнить министру, если он забыл, что деятельность социального государства направлена на сглаживание социальных различий и обеспечение гражданам достойного уровня жизни», — заявил украинский экономист Андрей Мартынюк в ответ на предложение министра соцполитики.
Подобные инициативы Андрея Ревы могут только усилить стремление трудовых мигрантов как можно скорее «эвакуировать» своих родственников из Украины, где некоторые уже замерзают в своих домах и квартирах. Еще одним следствием такой «социальной политики» станет увеличение количества тех, кто просто будет не в состоянии оплачивать отопление и электричество. В данном контексте стоит напомнить о недавнем трагическом случае: украинская пенсионерка Мария Бублейко покончила жизнь самоубийством, когда ей отказали в субсидии. Ее сын работал в РФ, а она получила квитанции с непомерным для нее долгом за услуги ЖКХ. «В моей смерти винить Порошенко и Яценюка», — написала женщина в предсмертной записке. Можно предположить, что инициативы министра социальной политики только увеличат количество таких трагических случаев, если правительству действительно удастся реализовать эти планы и лишить субсидий еще больше жителей.
Однако реализовать их будет не так-то просто. Скорее всего, большинство трудовых мигрантов просто прекратят пересылать средства системами денежных переводов, а будут либо ввозить их раз в год лично, либо передавать через знакомых из рук в руки. Правительству вряд ли удастся урвать существенный кусок от заработков трудовых мигрантов, а вот украинские банки, скорее всего, лишатся комиссий за переводы. Об этом же предупреждает и глава комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина.
«Я считаю, что принимать любые решения, которые касаются украинских заробитчан, нужно очень взвешенно и осторожно. Крайне опасно делать лишние шаги, не продумав последствия не только для людей, но и для экономики в целом. Что будет, если люди просто перестанут пересылать деньги и станут ввозить их наличными? Считаю, это очень сложный вопрос, который не терпит поспешных решений. Ведь многие украинцы уехали за границу вынужденно», — говорит Южанина, предлагая правительству и президенту вместо налогообложения заробитчан создать на Украине достойные условия труда и соответствующий уровень зарплат.
Тем не менее, она не объясняет, как этого можно добиться, учитывая огромные долги Украины перед международными кредиторами и уровень деиндустриализации. База налогообложения на Украине все больше сокращается по мере того, как новые миллионы украинцев выезжают за границу, а украинские предприятия банкротятся и закрываются. Заставить же трудовых мигрантов платить киевскому правительству дополнительные средства будет достаточно проблематично. Останется лишь выход — обыскивать и грабить заробитчан прямо на границе.