В марте 2018 года «Газпром» предложил «Нафтогазу Украины» «восстановить баланс интересов», нарушенный решением арбитража о контракте на транзит (он обязал российскую сторону выплатить 4,7 млрд долларов штрафа за недозагрузку украинской ГТС). После провала этих переговоров «Газпром» подал иск о расторжении транзитного контракта. «Нафтогаз» в конце мая представил свой ответ и свои соображения относительно условий поставок и транзита. Кроме того, в июле «Нафтогаз» подал иск в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотреть ставку тарифа на транзит с 18 марта 2018 года и требованием от «Газпрома» выплаты примерно 11,6 млрд долларов за период с 18 марта 2018 по 31 декабря 2019 года (срок окончания контракта). «Газпром» в августе представил свой ответ на эти требования.
С протянутой рукой
А тем временем международное рейтинговое агентство Fitch Ratings предположило, что «Нафтогазу» Украины не удастся взыскать денежные средства с компании «Газпром» по итогам Стокгольмского арбитража.
В Fitch подчеркнули, что сроки исполнения решения Стокгольмского арбитража остаются неясными, «Газпром» решил обжаловать решение арбитража, а «Нафтогаз» пока ничего не получил, хотя пытался ускорить выплаты через несколько инстанций.
В Fitch Ratings указали, что «Газпром» по-прежнему зависит от «Нафтогаза Украины» в вопросе транзита газа в Европу, однако ситуация может измениться в случае завершения строительства «Северного потока — 2» и «Турецкого потока».
Все это агентство Fitch отразило в релизе, где присвоило ожидаемым еврооблигациям НАК «Нафтогаз Украины» предварительный приоритетный необеспеченный рейтинг «В-» и рейтинг восстановления активов «RR4».
«Нафтогаз» выходит на рынок заимствования, соответственно, он должен пройти процедуру — получить определенный рейтинг, без этого денег не дадут. Fitch устанавливает рейтинг эмитента, который не может быть выше, чем рейтинг суверена — государства Украина. Даже если предположить, что НАК была бы суперприбыльной компанией, она не смогла бы получить рейтинги выше тех, которые имеет Украина. Так что это абсолютно не показатель для НАК, в данном случае это только процедура», — пояснил в комментарии изданию Украина.ру эксперт энергетического рынка Валентин Землянский.
Кабинет министров Украины 24 октября одобрил выпуск «Нафтогазом Украины» 5-летних еврооблигаций на сумму до $1 млрд.
В свою очередь, секретариат Европейского энергетического сообщества считает, что кредит в размере 1 миллиард долларов может стать «ядовитой пилюлей» и для «Нафтогаза», и для правительства. Об этом глава секретариата Европейского энергетического сообщества Янез Копач написал в письме к министру энергетики и угольной промышленности Игорю Насалику, в котором предупредил о негативных последствиях заключения кредитного договора с компанией Condor Finance PLC для НАК «Нафтогаз Украина».
Письмо Копача было реакцией на просьбу «Нафтогаза» о привлечении кредита в 1 млрд долларов для проведения анбандлинга (отделение от «Нафтогаза» деятельности по транспортировке природного газа). Как известно, Нафтогаз» является монополистом по транзиту и хранению природного газа в подземных хранилищах, а также по транспортировке нефти трубопроводным транспортом по территории страны. При этом в требованиях Третьего энергетического пакета, которые обязалась выполнять Украина, прописано разделение функций поставки и транспортировки газа. Чтобы выполнить взятые на себя обязательства, на Украине и собираются провести анбандлинг.
Копач фактически попросил министра энергетики, а затем и премьера Гройсмана оценить последствия возможного кредитного договора и принять решение относительно согласования получения кредита НАКом с учетом того, не будут ли являться условия кредитного соглашения с участием Condor Finance PLC препятствием для анбандлинга на ближайшие пять лет.
Тем не менее, несмотря на предостережения главы секретариата Европейского энергетического сообщества, министр Насалик согласовал получение данного кредита НАКом. Копач также обратился к премьер-министру Владимиру Гройсману и тем самым поставил в известность правительство Украины о своих сомнениях. Однако, несмотря на предупреждения Минэнерго и энергосообщества, правительство не возражает против того, чтобы НАК привлек кредит в 1 миллиард долларов.
От дохлого осла уши
По мнению Землянского, в релизе международного рейтингового агентства стоит обратить внимание на другой показательный момент, который отмечает Fitch.
«Ребята, от дохлого осла вам уши, а не миллиарды от Газпрома. То есть, вопрос выплат зависнет в судах очень надолго, и в конечном счете, по моему мнению, все закончится, скорее всего, мировым соглашением. Потому что создание подобного рода прецедентов — не в пользу, в том числе, европейских компаний, которые сотрудничают с Газпромом и являются потенциальными транзитерами, например, той же Германия, которая будет транзитировать российский газ через свою газотранспортную систему в направлении стран Центральной или Юго-Восточной Европы. В их интересах, чтобы этот конфликт был урегулирован. Более того, все те заявления, которые пошли от Копача и Еврокомиссии, показывают, что Европа в любом случае озабочена вопросом транзита российского газа по Украине после 2019 года», — пояснил Землянский.
Со строительством новых газопроводов в обход Украины резко возросла вероятность того, что уже с 2020 года украинская ГТС останется без работы. Крайне слабым утешением представляется информация о том, что состоялись трехсторонние переговоры ЕС—Россия—Украина по будущему транзиту. Сам факт их проведения является следствием обещания Германии и ЕС учесть интересы Украины при строительстве «Северного потока — 2».
По мнению Землянского, транзит российского газа через украинскую ГТС не будет обнулен.
«И заявления Коболева и Витренко по этому поводу являются упадническими и алармистскими. Транзит будет сохранен. Вопрос в условиях, объемах, насколько это будет выгодно. И вообще, можно ли сохранить перспективу транзита и дальше — после 2020 года. И этими вопросами нужно заниматься», — уверен эксперт.
Перспективы ГТС
В сентябре «Нафтогаз Украины» попросил Кабмин рассмотреть возможность продажи 49% акций оператора украинской ГТС международному партнеру. В компании аргументируют это необходимостью сохранения доходов от транзита газа на нынешнем уровне после 2019 года, когда закончится действие контракта с российским «Газпромом.
В письме НАК к премьер-министру Владимиру Гройсману указаны конкретные цифры, которые могут сопровождать коммерческую сделку. «Стоимость ГТС, по оценке авторитетной международной компании, составляет около 14 млрд долларов. Украинское законодательство позволяет квалифицированному международному партнеру приобрести до 49% в уставном капитале оператора ГТС Украины. Если международный партнер соответственно заплатит 7 млрд долларов за 49% акций оператора ГТС, то такая инвестиция может рассматриваться как определенная гарантия сохранения доходов от транзита на текущем уровне», — приводит информагентство «Украинские новости» текст документа.
По мнению Землянского, Европа не рассматривает вопрос содержания украинской газотранспортной системы.
«Европейцам будет интересно конкретное направление. Их будут интересовать конкретные техусловия, а именно подземные хранилища газа, чтобы использовать украинскую ГТС в качестве балансирующей в зимний период. Для них это действительно является актуальным. Сюда они готовы будут вкладывать средства. Но они будут максимально затягивать переговорный процесс, чтобы сбить цену. То есть, речь не идет о 15 или 7 миллиардах — в лучшем случае речь может идти о миллиарде долларов, за счет которых европейцы войдут в совместное предприятие. Речь будет идти, скорее всего, об «Уренгой—Памары—Ужгород» и порядка двух-трех подземных хранилищах газа, которые необходимы для поддержания работы. А возможно, для хранения российского газа, который будет закуплен в режиме транзита», — считает Землянский.
При этом никто с украинской стороны не намерен договариваться с «Газпромом», отмечает эксперт.
«Но самоустранение украинской стороны лишает субъектности. Хотеть сохранения транзита, но при этом не хотеть договариваться с поставщиком ресурса — это абсурд и чистый инфантилизм. Ведь в требования к инвестору украинская сторона внесла и «сами порешайте с Газпромом», — отмечает Землянский.
Он подчеркнул, что украинской стороне нужно не делать политические заявления, а заняться своими прямыми обязанностями — хозяйственной деятельностью НАК «Нафтогаз Украины» и «Укртрансгаза».
«Первое — это приведение в соответствие с требованиями Третьего энергопакета для функционирования оператора украинской газотранспортной системы. А европейцы уже написали, что НАК ничего не делает в этом направлении. Второе — это договорные отношения с европейскими компаниями — потенциальными получателями газа по украинскому маршруту. И третье — с посредниками или без них нужно искать формы дальнейшего сотрудничества с «Газпромом», как минимум с точки зрения транзита газа по украинской ГТС. Это то домашнее задание (о котором говорят и европейцы, и все, кто следят за темой), которое Украина упорно не выполняет, отказывается от решения этих вопросов, уповая непонятно на что, опять-таки на то, что европейцы решат за нее все вопросы», — подчеркнул Землянский.
Что касается объемов транзита, то, по словам эксперта, эта цифра в негативном сценарии должна составлять порядка 40 млрд кубометров, в позитивном — 60 млрд.
«При 60 млрд кубических метров можно вообще говорить о дальнейшем развитии украинской ГТС, потому что в принципе, это покрывает расходы на функционирование всех направлений», — считает Землянский.
«Холодные бунты»
Тем временем, проявляя инфантилизм на международной арене, на территории Украины «Нафтогаз» действует весьма нагло и самоуверенно. Ограничения поставок газа носят массовый характер на территории Украины. Газовый монополист ограничил газоснабжение не только в Кривом Роге. Кропивницкий, Павлоград, Северодонецк, Смела, Шепетовка — это также города, где компания «Нафтогаз» не обеспечила выделение достаточных объемов газа для производства тепла для населения. При этом в большинстве случаев население не имеет отношения к накопленным долгам за газ коммунальных теплоснабжающих предприятий.
«Действия «Нафтогаза Украины» носят деструктивный характер и являются свидетельством полной деградации компании. Компания откровенно и нагло превысила свои полномочия. Дальнейшие подобные действия «Нафтогаза» не только угрожают жилищно-коммунальному сектору, но и могут привести к катастрофическим разрушениям систем теплоснабжения, как это было в Алчевске в 2006 году. Также «Нафтогаз» искусственно создает ситуацию социального недовольства и оснований для массовых выступлений населения», — написал на своей странице в соцсети энергетический аналитик Юрий Корольчук.
События в Кривом Роге, когда неизвестные разгромили местный облгаз и сделали невозможной техническую поддержку газовых сетей, — показательные. Ведь основной целью «Нафтогаза» остается монополизация рынка газа, получение незаконного контроля над газовыми сетями, а также формирование влияния на рынок поставок тепла для населения. В то же время «Нафтогаз» не собирается осуществлять ремонт и техническую поддержку газовых сетей. Поэтому история с разгромом «Криворожгаза» и прекращением технических работ — это пример того, что ждет всех потребителей, если газовые сети окажутся под контролем «Нафтогаза». Беспорядок будет постепенно нарастать, переходя в разрушение и полный хаос, — вот чего можно ждать в будущем.