Соответствующее заявление 8 ноября на своей странице в Telegram сделал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
«Когда г-н Порошенко говорит, что Русской православной церкви нечего делать на Украине, он что имеет в виду, кого? На Украине существует одна каноническая православная церковь. И называется она — Украинская православная церковь, ее предстоятель — блаженнейший митрополит Онуфрий, ее духовенство и миряне — это граждане Украины. Украинский президент их имеет в виду, миллионы украинских граждан?» — написал он.
Тем временем свою поддержку митрополиту Онуфрию и верность УПЦ МП уже выразили клирики и прихожане Александрийской, Харьковской, Одесской, Полтавской, Днепропетровской, Херсонской, Каменской и Запорожской епархий. К ним присоединилась православная община храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца в итальянской Флоренции, которая в знак протеста против действий Фанара на Украине приняла решение перейти из Константинопольского патриархата в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ).
«Это показывает, что Константинопольские действия не просто бессмысленны, но противны верующим!» — сказал митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.
Кроме того,если просуммировать данные о зарегистрированных действующих общинах трех православных церквей на Украине, то можно увидеть, что по состоянию на 1 января 2018 года в УПЦ входит 67,33% из них, в «Киевский патриархат» — 26,83%, в Украинскую автокефальную церковь (УАПЦ) — 5,85%. То есть раскольнические юрисдикции, на основе которых Константинопольский патриарх Варфоломей планирует создать «единую Украинскую православную церковь», включают лишь треть православных приходов страны.
В связи с подобным делением православных верующих в УПЦ опасаются, что томос может углубить межрелигиозное и гражданское противостояние в обществе, а также привести к насилию и попыткам захвата святынь со стороны сторонников автокефалии и националистов.