После этого сторона обвинения отказалась от реплик. Прокурор Руслан Кравченко заявил, что «сторона обвинения полностью доказала вину обвиняемого Виктора Януковича». По мнению судьи, 19 ноября 2018 года является разумным сроком для последнего слова Януковича, других резервных дат суд не определил.
От госизмены до убийства
Заочный судебный процесс по делу Виктора Януковича начался в марте 2017 года и, по плану генпрокурора Юрия Луценко, должен был закончиться ко Дню независимости Украины — 24 августа этого же года. Но процесс растянулся почти на полтора года.
Бывшего президента Украины обвинили в массовых убийствах граждан, завладении государственным имуществом, захвате власти неконституционным путем и действиях, направленных на свержение конституционного строя. Как заявил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, «это первое обвинение в государственной измене лидера, которого избрала нация».
Но в суде все пошло не так, как планировал генпрокурор Украины без высшего образования. В октябре 2017 года сняли обвинения не только в разгоне Евромайдана в ночь на 30 ноября 2013 года, но и в убийствах в феврале 2014 года трех активистов, которые инкриминировались президенту страны.
2 марта 2014 года ГПУ обвинила Виктора Януковича в том, что по его указаниям в декабре 2013 — январе 2014 года «Беркут» избил 165 мирных протестующих, в том числе 40 журналистов, в причастности к убийствам активистов Сергея Нигояна, Михаила Жизневского, Романа Сеника, к гибели 70 людей и избиению более 500 протестующих.
Также с Януковича сняли обвинения в применении работниками милиции водометов, в причастности к смертям 60 человек в феврале 2014 года и к избиению 436 участников акции протеста. «То есть большая часть первоначального обвинения сегодня уже полностью опровергнута, а остаток обвинений выделен в отдельное производство, но по ним нет доказательств», — резюмировал один из адвокатов Януковича Виктор Сердюк.
С горем пополам судебный процесс дотянул до завершающей фазы, даже притом что не были допрошены все свидетели, вызываемые стороной защиты. В том числе не ответил на вопросы адвокатов Януковича ныне действующий президент Петр Порошенко, а ответы некоторых высокопоставленных свидетелей на неудобные для них вопросы были прерваны судьей. К тому же государственному адвокату не дали возможности закончить его речь.
Меньше 15 лет не дадут
Как отметил в комментарии изданию Украина.ру адвокат опального президента Александр Горошинский, суд, насколько это возможно, ускорил процесс.
«Сегодня судья принял решение о принудительном приостановлении дебатной речи моего коллеги, адвоката Байдыка, лишил возможности принять участие в прениях защитников и вышел на финишную прямую — последнее слово», — отметил Горошинский.
По словам адвоката, суд всегда назначает даты, которые ему удобны. А сейчас суд спешит.
«Нет никаких сомнений, что они стараются успеть вынести приговор к концу ноября, когда планируется реорганизация суда, а также к очередной годовщине Майдана нужны показатели», — подчеркивает защитник.
«Прокуратура просила 15 лет, и суд, скорее всего, такой срок вынесет. У нас на этот счет иллюзий нет, учитывая поведение суда», — говорит адвокат.
Битая карта Луценко
Политолог Алексей Якубин уверен, что именно к дате начала Майдана будут подгонять приговор, потому что это единственный пиар-проект прокурора Юрия Луценко.
«По факту Луценко взялся за это дело, засучив рукава, с расчетом, что оно будет его политическим капиталом, но оно оказалось битой картой для него. Сегодня дело превратилось в токсический актив для Луценко, потому что показало всю неразбериху на Украине в 2014 году. Показания Яценюка и Турчинова раскрыли много деталей по ситуации с Крымом. Более того, письмо к Путину о вводе войск, которое было главным аргументом со стороны обвинения, породило противоречивое впечатление, потому что выяснилось, что Янукович написал его тогда, когда Верховная Рада уже формально его сняла. То есть сторона обвинения, ссылаясь на это письмо и обвиняя бывшего президента в госизмене, утверждает, что он в то время оставался во главе государства, несмотря на постановление ВР», — подчеркивает в комментарии «Украина.ру» Алексей Якубин.
Сегодня у генпрокурора остается одна возможность — привязать приговор к дате начала Майдана, чтобы было хотя бы с чем-то выйти к власти, мол, что-то предпринимается.
«С приходом осени возникают вопросы по делам Майдана, а там никакого прогресса. То же самое и с делом Януковича. Эффекта, на который Луценко изначально рассчитывал, не получится. Потому что процесс показал большую политическую заангажированность дела. А после процесса над Януковичем, после показаний представителей действующей власти возникло намного больше вопросов, чем получено ответов по событиям 2014 года», — считает Якубин.