Стареет всё,
И всё уносит время.
Но зрелища грустнее нет, когда
В заботах дня мятущееся племя
Приют отцов сметает без следа.
К. М. Фофанов
Из разговора в трамвае:
— А что известно о проданной территории на 9-й станции Фонтана, Воскресенском кладбище, чьи там были захоронения?
— На месте санатория был монастырь, кладбище и храм Святой Магдалины. А вообще, там был монастырь, основанный графиней Эдлинг-Стурдза.
История этого места тесно связана с хорошо известным в Одессе родом Гагариных-Стурдза. Его начало было положено женитьбой в 1838 году 27-летнего чиновника министерства иностранных дел, статского советника, камер-юнкера князя Евгения Григорьевича Гагарина на 17-летней дочери молдавского дворянина Александра Скарлатовича Стурдзы Марии Александровне. С тех пор и до начала ХХ века семейство Гагариных-Стурдза продолжало быть попечителями монастыря, Воскресенского храма и кладбища.
После женитьбы молодая чета поселилась в Одессе. 16 января 1844 года на 58 году жизни скончалась графиня Роксандра Скарлатовна Эдлинг, урождённая княжна Стурдза, старшая сестра князя Александра Скарлатовича Стурдзы.
Родилась она 12 октября 1876 года в Константинополе. Фрейлина супруги Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны, писательница, вице-президент Одесского женского благотворительного общества, благодетельница Свято-Михайло-Архангельского женского монастыря, «одна из умнейших и любезнейших женщин, с воображением пламенным», более 20 лет провела в нашем городе.
Согласно пожеланию графини, она была похоронена на монастырской даче в шести верстах от города на обрывистом морском берегу, у черты «порто-франко» «на пустопорожней монастырской земле». Графиня Эдлинг это «живописное место, оттененное редкими здесь елями», избрала не только для собственного упокоения, но и завещала устроить здесь «Божью ниву» для жителей нашего города.
По мнению графини, могила и храм привлекут «верующих и других людей благородных, что обеспечит послушницам монастыря чаевые от церкви и кладбища, поддержит сироток». По завещанию графини архиепископ Гавриил ходатайствовал перед Святейшим синодом о разрешении князю А. С. Стурдзе на его средства построить при гробнице сестры кладбищенскую церковь. Уже в конце июня было получено разрешение и на учреждение там «христианского кладбища для желающих благодетельствовать Одесской женской обители». Для этого с разрешения епархиального начальства было выделено 4 десятины земли. Расчет был на то, что монастырь для увеличения своих средств будет пользоваться доходами не только церковными, но и от продажи земли на кладбище для могил.
Два года и три месяца продолжалось строительство каменного храма архитектором Францем Осиповичем Моранди, «им предначертанное и им самим исполненное во всех мельчайших подробностях». Этим творением молодой 33-летний архитектор «поставил себе памятник», — отметил «Одесский вестник». Его дружеские связи с лучшими художниками Италии помогли украсить храм классическими произведениями «колыбели искусств».
4 августа 1846 года, в день памяти семи святых отроков Эфесских, Архиепископ Херсонский и Таврический преосвященный Гавриил, основатель женского Михайловского монастыря, совершил чин освящения приписанной к монастырю однопрестольной церкви во имя Воскресения Господня и божественную литургию в присутствии многочисленных молящихся и семейства Гагариных-Стурдзы. По рекомендации А. С. Стурдзы ее настоятелем был назначен протоиерей Иосиф Парфеньевич Гайдебуров. Для постоянного священника при храме был построен «во всех отношениях приличный» дом.
Так на месте упокоения графини Роксандры Эдлинг, «сообразно обету и последней воле ее, появился храм в знак упования на христианское бессмертие». Сооружен он в византийском стиле и сначала не имел ни купола, ни колокольни и внешне скорее походил на молитвенный дом, мало напоминая традиционные русские храмы.
Для колокольного звона были приспособлены небольшие колокола, которые висели на перекладине, крепящейся на каменных столбах. На стенах церкви снаружи находились изображения двенадцати апостолов, а на царские вратах — лики шести пророков. Она могла свободно вместить до 500 молящихся. Церковь с самого начала обратила на себя внимание прихожан. При входе в храм была широкая беломраморная лестница. Внутренность храма «пленяет взоры и умиляет душу благородной простотой форм и превосходной отделкой стен под мрамор», — отметил современник. 11 икон иконостаса и шесть ликов пророков на царских вратах составляли единое целое храмовой иконы.
Когда открывались царские врата, в углублении алтаря была видна написанная на стекле огромная икона Воскресения Господня высотой в 6 и шириной в 4 аршина. На верхней ее части изображен воскресший Господь и поклоняющиеся ему два парящих ангела. Внизу — раскрытый гроб и пораженные ужасом римские воины. В мерцающем отдалении при бледном свете заходящей луны высится увенчанная тремя крестами Голгофа. Вся изящная живопись храма была выполнена знаменитым миланским живописцем профессором Джузеппе Бертини. Ему принадлежит заслуга возобновления древней иконописи на стекле, он автор многочисленных витражей в храмах и музеях Италии. По ним можно судить о прелести того, что было в Воскресенской церкви. К сожалению, в своем первозданном виде церковь не дожила до наших дней.
Заботами игуменьи Миропии, под наблюдением епархиального архитектора А. Д. Тодорова в храме провели серьезные строительные работы. 23 ноября 1891 года была освящена высокая, в несколько ярусов, колокольня, сразу изменившая весь облик храма. На колокольне был установлен 100-пудовый колокол, приобретенный на средства Е. П. Демидовой, княгини Сан-Донато.
«Справочная книга Херсонской епархии» (Одесса, 1906 год) сообщает следующие сведения о церкви. Расположена в 5 верстах от города, общее количество прихожан, состоящих из жителей близлежащих деревень, — 310 (мужчин — 148, женщин — 162). Среди прихожан греческоподданных — 14, турецкоподданных — 9. Штат причта: священник (Митрофан Иванович Терлецкий с 1884 года) и псаломщик (дьякон Димитрий Павлович Иванов с 1900года), с окладом 156 и 47 рублей соответственно. Капитал причта — 1050 рублей. Церкви принадлежит 15 десятин земли. При церкви действовало двухклассное городское училище, в котором занимались 60 мальчиков и 33 девочки.
До революции в России в ведении православной церкви была и запись актов гражданского состояния. В церкви совершалась регистрация рождения, бракосочетания и смерти. В храме происходило крещение, венчание и отпевание умерших, велись метрические книги.
В метрических книгах Воскресенской церкви за разные годы значатся: крестьяне, мещане, иностранные подданные, дворяне (редко, особенно в первые годы), отставные матросы и солдаты и их семьи, сестры Стурдзовской общины сердобольных сестер, монахини и послушницы женского монастыря, священнослужители и их семьи, солдаты, унтер-офицеры и офицеры полков, расквартированных в Одессе, а также стрелки и офицеры 4-й стрелковой бригады и их семьи.
На учрежденном 29 июня 1844 года при Воскресенском храме «христианское кладбище для желающих благодетельствовать Одесской женской обители» для индивидуальных захоронений и семейных усыпальниц были определены специальные места. Александр Скарлатович обратился с воззванием к гражданам Одессы избирать себе последнее место успокоения на монастырском кладбище, жертвуя для этого известную сумму. На эти деньги в том числе содержалась в порядке территория кладбища. Для удобства богомольцев и посетителей там были проложены дорожки, а через мелкие балки и ров, определявший черту порто-франко, устроены мостки.
О том, кто похоронен на кладбище, можно судить по приведенным нами данным из метрических книг. В усыпальнице, сооруженной А. С. Стурдзой для себя и своей семьи, кроме Роксандры Скарлатовны, в разные годы были погребены:
— сам Александр Скарлатович Стурдза (18 ноября 1791 — 13 июня 1854) — тайный советник, один из почетнейших наших сограждан. Для Одессы он памятен не только «своим высокообразованным умом, обширными и разнообразными познаниями и огромной начитанностью», но и «живым участием в ученых и особенно благотворительных учреждениях нашего города». Он был вице-президентом обществ истории и древностей, сельского хозяйства, действительным членом женского благотворительного общества, первым попечителем учрежденной им же богадельни сердобольных сестер, поныне известной как Стурдзовская, со своим храмом во имя иконы «Всех скорбящих Радость».
— его дочь Мария Александровна Гагарина, урожденная Стурдза (19 января 1821 — 13 февраля 1890). Попечительница Стурдзовской общины сердобольных сестер. Летом 1874 года пожертвовала каменный дом на улице Хуторской под приют для паломников, следующих на святую гору Афон и в Иерусалим.
— ее муж Евгений Григорьевич Гагарин (2 ноября 1811 — 15 августа 1886), дипломат, действительный статский советник, родоначальник князей Гагариных-Стурдза. Их сыновья и внуки А. С. Стурдзы:
— Александр Евгеньевич Гагарин (1842—1845), умер в трехлетнем возрасте.
— Григорий Евгеньевич Гагарин (25 июля 1839 — 5 июля 1903). Действительный статский советник, почётный мировой судья Бендерского уезда, попечитель Одесской Стурдзовской богадельни сердобольных сестер, гласный Одесской городской думы.
— Юрий Евгеньевич Гагарин (1846 — 19 февраля 1905), действительный статский советник, попечитель Богадельни сердобольных сестер. Принимал активное участие в общественной жизни Одессы, много лет был гласным городской думы и почетным мировым судьей. Основатель торгового дома «Князь Юрий Гагарин и Ко», учредитель и видный деятель Черноморско-Дунайского пароходства, член правления и директор Бессарабско-Таврического земельного банка. Женат на Ольге Михайловне, урожденной Якунчиковой.
— Анатолий Евгеньевич Гагарин (20 июня 1844 — 20 января 1917), гофмейстер высочайшего двора, действительный статский советник, правовед, директор одесского Мариинского детского приюта, почетный мировой судья Балтского округа. Создатель Российского общества садоводов, владелец картинной галереи.
— Феофил Евгеньевич Гагарин (18 июля 1856 — 19 января 1894), капитан 2 ранга, основатель Черноморско-Дунайского пароходства. Женат на Александре Федоровне фон Моллер (9 сентября 1858 — 12 апреля 1881).
— Владимир Николаевич Бельский (1844—1928), действительный статский советник, врач Одесского городского управления, муж Марии Евгеньевны Гагариной (1851—1924).
— Леонид Николаевич Шестаков, муж княжны Ольги Евгеньевны Гагариной. Погиб в ночь на 16 июля 1894 года вместе с дочерью по пути из Ялты при столкновении пароходов.
В Одессе благодаря многочисленным публикациям хорошо известны хрестоматийные события 30 апреля 1854 года, разворачивавшиеся именно на месте, о котором мы говорим. Во время артиллерийской дуэли с английским фрегатом «Тигр» погибли два солдата-артиллериста. Военное начальство распорядилось предать их земле на Воскресенском кладбище, вблизи места гибели. В связи с тем что престижные места на кладбище продавались, погибших солдат должны были похоронить вдали от церкви, «наряду с прочими». Братья Андрей и Иван Посоховы, купцы, не только за свой счет купили места близ церкви, устроили похороны солдат, но и поставили на их могиле беломраморный памятник. Во время обстрела артиллерийских позиций ядро с «Тигра», засевшее в стене кладбищенской церкви, долго напоминало о событиях 30 апреля и пленении экипажа «Тигра».
С событиями Крымской войны связаны и другие захоронения. В Одессу на военном пароходе был доставлен гроб с телом умершей от тифа 2 февраля 1856 года в Симферополе бывшей начальницы Одесской Богадельни сердобольных сестер — Екатерины Александровны Хитрово.
Под ее руководством сестры Одесской богадельни первыми приступили к уходу за ранеными в Крымскую войну, прибывшими в наш город. В обители еще в 1853 году были устроены палаты для раненых офицеров и солдат. Лечились там 12 человек, тяжело раненных в Альминском сражении. На театре военных действий в Крыму Екатерина Александровна возглавила Крестовоздвиженскую общину попечения о раненых и больных.
10 января 1873 года от брюшного тифа скончалась графиня Варвара Григорьевна Шуазель, урожденная княжна Голицына, двоюродная сестра Е. К. Воронцовой. 12 последних лет до самой смерти возглавляла Стурдзовскую общину сердобольных сестер, «ревностно трудилась в ней, исполняя обязанности простой сестры милосердия». Похоронили ее у церкви. Она заранее заказала себе надгробную плиту, как и плиты для всех ранее погребенных там сестер общины. По соглашению А. С. Стурдзы с монастырским начальством, сестер Стурдзовской богадельни хоронили на одном участке с монахинями.
Николай Ильич Мечников (11 января 1843 — 2 сентября 1899), один из лучших практикующих юристов Одессы, старший брат Ильи Ильича Мечникова, также нашел здесь свой последний приют. Он занимал должность присяжного поверенного в Харькове, потом в Одессе. Илья Ильич на похоронах брата не был, находился в Париже. Позже Илья Ильич писал о своем брате: «Николай Ильич безустанно посещал такие места, где можно было всего лучше веселиться. Источниками наслаждения служили ему карты, вкусная еда и женщины… Его нисколько не соблазнял пример младшего брата, вечно погруженного в книги». Умер от грудной жабы, обостренной застарелым сифилисом.
13 апреля 1907 года тут был похоронен Сергей Иванович Иловайский, известный ученый-финансист, правовед и педагог, его имя значится в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. Родился в Санкт-Петербурге в 1861 году, в 1882-м окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, получив степень магистра финансового права. С 1886 года в Одессе — приват-доцент Новороссийского университета. Автор ряда учебников по финансовому праву, профессор Новороссийского университета. Увлекался альпинизмом. Был товарищем председателя Крымско-Кавказского горного клуба. Скончался от огнестрельного ранения.
Степан Иванович Ралли (1 августа 1821 — 28 августа 1902) был представителем третьего поколения греческой семьи, имевшей солидный бизнес в Одессе. Помимо торгового дома «Ралли», экспортировавшего металл, предприниматель основал в Одессе собственное пароходство. Однако главным его занятием стало банкирское дело — именно ему Степан Иванович посвятил большую часть своей жизни. Его называли одесским Ротшильдом. Активно участвовал в общественной жизни. Еще одна яркая страница биографии Степана Ивановича — создание и развитие Одесского общества покровительства животным. Несмотря на заслуги и колоссальное богатство, до конца своих дней оставался скромным человеком. Корреспондент «Банковой и торговой газеты», выходившей в Одессе, писал: «Он в жизни и в делах сторонился популярности. Одесситы отлично знали этого спокойного, добродушного старика, жившего уединенно, в отдалении от городской суеты, на пышной и громадной даче». Там и скончался. Похоронили его в ограде церкви.
3 марта 1917 года «Одесский маленький листок» сообщил о смерти Ивана Петровича Кешко, брата сербской королевы Натальи Обренович (урожденной Кешко). Сын богатого бессарабского помещика, полковника Петра Ивановича Кешко (умер в 1865 году) и Пульхерии Николаевны Кешко (урожденной княжны Стурдза, умерла в 1874 году).
24 мая 1918 года здесь был похоронен надворный советник Георгий Мелетьевич Дмитренко. Один из выдающихся создателей уникального архитектурного облика Одессы. По его проектам построены: гостиница «Лондонская» на Приморском бульваре; городская бактериологическая станция на Пастера; бесплатная народная читальня (ныне библиотека им. И. Франко); Земельный и Учетный банки; доходные дома Маврокардато и Григорьевой; здание первой скорой помощи; ряд церквей. К 160-летию со дня рождения и столетию со дня смерти на доме, где он жил — на Дерибасовской, 8 — была установлена мемориальная доска.
В годы Первой мировой войны на кладбище хоронили погибших в боях и умерших в госпиталях. Так, 28 августа 1914 года погиб в бою в Галиции одессит, выпускник Одесского кадетского корпуса поручик Петр Сченснович, сын священника 4-й стрелковой дивизии Стефана Григорьевича Сченсновича. Прапорщик 14-го стрелкового полка Павел Александрович Николаев — воспитанник Новороссийского университета, погиб в бою в мае 1915 года от сквозной огнестрельной раны в область грудной клетки.
На участке земли немногим более 12 десятин на обрывистом морском берегу бывшего хутора помещика, отставного ротмистра О. И. Чижевича в 6 верстах от города со временем было устроено подсобное хозяйство. Оно «доставляло для монастыря различные хозяйственные выгоды». Долгие годы участок находился в запустении. Жившим и работавшим там монахиням и послушницам приходилось мириться с оторванностью от монастыря, тяжелыми условиями труда и неустроенностью быта. Жили они в холодных кельях двух старых домов времен Крымской войны, построенных для казарм артиллеристов. И только усилиями игуменьи Миропии в конце 1880-х годов скит преобразился. Был сооружен теплый каменный, крытый железом корпус. Там в семи кельях разместились монахини и послушницы; устроена кухня и общая трапезная; устроили специальное помещение для часто приезжающей настоятельницы монастыря. В каменном сарае хранились церковные принадлежности, а в отдельном помещении находился ледник. Шесть крытых железом домиков сдавались на летний сезон. На даче постоянно находились 6 монахинь, заведовавших церковью и дачей, и 18 послушниц, которые убирали в церкви, пели и читали на клиросе, продавали просфоры, а в свободное время занимались хозяйством. В начале ХХ века монастырская земля площадью свыше 10 десятин (около 11 гектаров) была разделена на три участка: кладбищенский, с храмом и постройками для причта, приморский со служебными и дачными постройками, морскими купальнями и водопроводом, а также посевные площади, сад и огород.
В августе 1871 года было основано Воскресенское приходское попечительство на Среднем Фонтане при Воскресенской церкви. В его составе действовали приют св. Димитрия и санитарная станция св. великомученицы Варвары. Расчет был на то, что там «престарелое, доживающее поколение найдет не только отдых и призрение, но и подобающий труд в ремесленных занятиях». Членам попечительства выдавались билеты с распределением на категории: почетный покровитель, внесший 1 тысячу и более рублей; член-учредитель, внесший единовременно 100 руб. или вносящий по 10 руб. ежегодно; действительный член, уплативший единовременно 50 руб. или платящий ежегодно не менее 5 руб., и член-соревнователь, платящий ежегодно не менее 3 руб.
Среди жертвователей — император Александр II, пожертвовавший 2 палатки на 40 «слабосильных»; Е. К. Воронцова — 2 тысячи рублей на приют и санитарную станцию и 300 рублей на госпитальную палатку с 12 кроватями; С. Г. Погребецкий — 2 палатки на 20 коек и 500 руб. на принадлежности к ним; капитан Мелихов — брезентовый павильон на 30 особ; Л. Н. Шорштейн — аппараты для душей и поясные ванны; Фальк — солнечные часы. Всего же в четырех палатках размещалось 72 больных. В балагане, предоставленном Филипповым, размещались аптека и читальня.
27 августа 1871 года был создан комитет по устройству народного сельскохозяйственного училища на Среднем Фонтане в память Г. И. Белого под председательством профессора Новороссийского университета А. М. Богдановского. Речь шла о создании школы, где молодое начинающее поколение предполагалось научить не только грамоте, письму и чтению, но и навыкам садоводства и огородничества. Комитет обратился в городское управление о выделении училищу участка земли, удобного для садоводства и огородничества, размером 1 десятина 25 сажен у самого въезда в урочище Среднего Фонтана. Идея нашла сочувствие и поддержку жителей города. В короткое время было собрано около 2 тысяч рублей.
В годы гонений на православную церковь пострадал и Воскресенский храм. Сначала были изъяты церковные ценности, а в 1923 году его закрыли. Последним настоятелем был Митрофан Иванович Терлецкий, прослуживший в церкви 40 лет. Позднее церковь «приспособили» под спальный корпус санатория «Красные зори», открытого на территории бывшего скита и кладбища. И только в 1995 году храм вернули православной церкви, и в год его 150-летия он был вновь освящен высокопреосвященнейшим Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским, в честь святой Марии Магдалины.
После векового перерыва 18 августа 2018 года здесь был погребен клирик Одесской епархии УПЦ, протоиерей Вячеслав Землянский.
Решение депутатов горсовета о передаче в частные руки территории, о которой мы рассказали, ведет к уничтожению исторической памяти, лишению горожан очередной зеленой зоны и дает зеленый свет строительству очередных небоскребов на костях предков. Расценивается оно одесситами как предательство их жизненных интересов.