Почему камышовый?
Свой маршрут 20-ка начинает с Херсонского сквера и буквально сразу же уходит под Глухой мост под Пересыпью. Как только трамвай пересекает Пересыпь, мы попадаем в промзону, в которой, правда, встречаются пасущиеся на путях лошадки и козы (одна из причин, почему по всему маршруту ограничение скорости. — Авт.) Как только трамвай сворачивает на Хаджибейскую дорогу — мы попадаем в заросли камыша, которые и составляют большую часть маршрута.
Длина трамвайного маршрута №20 составляет 7,4 км. С утра до ночи каждые 25-30 минут между Херсонским сквером и Хаджибейским лиманом курсируют два вагона, которые начинают свою работу в 5:30 и заканчивают около 22:00.
История
История «камышового трамвая» начинается в 1883 году. 19 мая 1883 года был открыт маршрут парового трамвая от Херсонского сквера до Хаджибейского лимана. В начале ХХ века «камышовый трамвай» был полностью переведен с конной тяги на электрическую.
Тогда трамвайная линия вела к курортным местам — Хаджибейскому парку, вокруг которого находились дачи состоятельных граждан. Но после поднятия уровня воды в лимане часть путей затопило, и линию постепенно укоротили до нынешней конечной станции.
На берегах полноводного лимана были прекрасные пляжи, собиравшие много людей. После революции дачи были разграблены. Постепенно респектабельный и привлекательный для туристов район утрачивал свое значение в сфере туризма. Этот процесс значительно ускорился, когда на Шкодовой построили нефтеперерабатывающий завод.
C 1941 по 1949 год линия трамвая к Хаджибейскому лиману официально не работала, а когда ее снова запустили, перестроили на широкую колею.
Достопримечательности на маршруте
Маршрут славится сложным сплетением трамвайных путей. Сплетение путей подразумевает рядом лежащие рельсы, что позволяет не использовать «стрелки». Кроме Одессы, такое есть в Москве, в Праге, еще недавно было во Львове.
Также интересен «глухой мост», созданный под железнодорожной насыпью специально для «камышового трамвая». Здесь начинается индустриальная часть города, туристы увидят лакокрасочную фабрику, построенную в 1856 году, Биостимулятор.
Пути выходят на Хаджибейскую дорогу, вдоль которой располагается озеро, местные жители прозвали его Лебединым. Следующая историческая памятка на пути — кладбище Сотниковской Сечи, основанное в 1755 году. Здесь все еще стоят каменные кресты самых разных форм и размеров. Наиболее часто встречается дата «1855 год»…
Мало кто знает, но в начале XIX столетия в Одессе насчитывалось всего лишь несколько десятков каменных домов. Первые строители обитали главным образом в землянках. Был еще один оригинальный тип жилья — пещеры, вырубленные в известняковых скалах. Их оборудовали лесенками, переходами, полками, тут имелось все необходимое для жизни. Пещерный город в районе Хаджибейского лимана на склонах Шкодовой горы, который можно видеть во время поездки по маршруту трамвая, существовал еще в 20-е годы прошлого столетия. Большую часть пещерных жилищ уничтожили в 30-е годы при строительстве нефтеперерабатывающего завода или приспособили под склады. Оставшиеся пещеры еще долго служили пристанищем для асоциальных элементов, до конца 80-х годов. Сохранившиеся пещерные жилища или их руины сейчас еще можно увидеть в районе улицы Гладкова.