VGORODE.UA: Одесса, которую ты не знаешь

Издание рассказывает об истории «камышового трамвая» и достопримечательностях этого маршрута
Подписывайтесь на Ukraina.ru

Одесское наследство: поляки набросились, нацисты добавили, шведы покуражились, бразильцы добилиЗнаменитый советский плутовской роман «Двенадцать стульев» был опубликован 90 лет тому назад, пережил множество экранизаций, где угодно, но только не на родине
А вы знали, что Forbes включил Одесскую трамвайную систему в список «12 самых интересных трамвайных маршрутов мира»?  И неудивительно, так как именно про наши трамваи сочинили огромное количество баек, историй и анекдотов. Но, конечно, самым загадочным трамваем считается «камышовый», который до сих пор курсирует по городу. Мы расскажем его историю и проедем по маршруту, на котором находятся уникальные памятники архитектуры.

Почему камышовый?

Свой маршрут 20-ка начинает с Херсонского сквера и буквально сразу же уходит под Глухой мост под Пересыпью. Как только трамвай пересекает Пересыпь, мы попадаем в промзону, в которой, правда, встречаются пасущиеся на путях лошадки и козы (одна из причин, почему по всему маршруту ограничение скорости. — Авт.) Как только трамвай сворачивает на Хаджибейскую дорогу — мы попадаем в заросли камыша, которые и составляют большую часть маршрута.

Длина трамвайного маршрута №20 составляет 7,4 км. С утра до ночи каждые 25-30 минут между Херсонским сквером и Хаджибейским лиманом курсируют два вагона, которые начинают свою работу в 5:30 и заканчивают около 22:00.

История

История «камышового трамвая» начинается в 1883 году. 19 мая 1883 года был открыт маршрут парового трамвая от Херсонского сквера до Хаджибейского лимана. В начале ХХ века «камышовый трамвай» был полностью переведен с конной тяги на электрическую.

Тогда трамвайная линия вела к курортным местам — Хаджибейскому парку, вокруг которого находились дачи состоятельных граждан. Но после поднятия уровня воды в лимане часть путей затопило, и линию постепенно укоротили до нынешней конечной станции.

На берегах полноводного лимана были прекрасные пляжи, собиравшие много людей. После революции дачи были разграблены. Постепенно респектабельный и привлекательный для туристов район утрачивал свое значение в сфере туризма. Этот процесс значительно ускорился, когда на Шкодовой построили нефтеперерабатывающий завод.

C 1941 по 1949 год линия трамвая к Хаджибейскому лиману официально не работала, а когда ее снова запустили, перестроили на широкую колею.

Достопримечательности на маршруте

Интересная Одесса: Уникальные машины в автопарке облсовета - «Слово»Говорят, лет 15 назад среди автомобилей областного коммунального предприятия «Автопредприятие по обслуживанию областного совета и областной администрации» числился автомобиль VIP-класса -- популярный в свое время советский представительский автомобиль «Чайка»
На маршруте можно заметить архитектуру трамвайных остановок бельгийского акционерного общества. Подобные трамвайные остановки создавались в период 1910-1915 годов. Остановочные комплексы больше года назад включили в список объектов культурного наследия. Один из таких остановочных павильонов на 20-м маршруте называется «Зеркальным». Павильон был поставлен перпендикулярно рельсам, а чтобы пассажиры видели приходящий трамвай, напротив остановки висело большое зеркало. Его, конечно, давно уже нет, а сами остановки в разрушенном состоянии.

Маршрут славится сложным сплетением трамвайных путей. Сплетение путей подразумевает рядом лежащие рельсы, что позволяет не использовать «стрелки». Кроме Одессы, такое есть в Москве, в Праге, еще недавно было во Львове.

Также интересен «глухой мост», созданный под железнодорожной насыпью специально для «камышового трамвая».  Здесь начинается индустриальная часть города, туристы увидят лакокрасочную фабрику, построенную в 1856 году, Биостимулятор.

Пути выходят на Хаджибейскую дорогу, вдоль которой располагается озеро, местные жители прозвали его Лебединым.  Следующая историческая памятка на пути — кладбище Сотниковской Сечи, основанное в 1755 году. Здесь все еще стоят каменные кресты самых разных форм и размеров. Наиболее часто встречается дата «1855 год»

Мало кто знает, но в начале XIX столетия в Одессе насчитывалось всего лишь несколько десятков каменных домов. Первые строители обитали главным образом в землянках. Был еще один оригинальный тип жилья — пещеры, вырубленные в известняковых скалах. Их оборудовали лесенками, переходами, полками, тут имелось все необходимое для жизни. Пещерный город в районе Хаджибейского лимана на склонах Шкодовой горы, который можно видеть во время поездки по маршруту трамвая, существовал еще в 20-е годы прошлого столетия. Большую часть пещерных жилищ уничтожили в 30-е годы при строительстве нефтеперерабатывающего завода или приспособили под склады. Оставшиеся пещеры еще долго служили пристанищем для асоциальных элементов, до конца 80-х годов. Сохранившиеся пещерные жилища или их руины сейчас еще можно увидеть в районе улицы Гладкова.

 

Источник

Рекомендуем