Честно говоря, история больше из разряда «этот дуб проездом посадил Пушкин». Но классикам дано одним именем освещать прошлое.
Основание. Гоголь, Воронцов, Оже
Николай Васильевич Гоголь добрался сюда в 1835 году в надежде подлечить расшатанные жизнью в Петербурге нервы. Саки в то время — крохотная деревенька в дай Бог сотню дворов, жители которой с древних времен обслуживали чумаков и прочих любителей соли. Но незадолго до приезда автора «Сорочинской ярмарки» врач-энтузиаст Николай Антонович Оже (тогда французский подданный) женился в здешних краях на русской барышне и, заинтересовавшись лечебными свойствами придонного ила мелководного Сакского озера, о которых ему рассказали крымцы, решил организовать небольшой бизнес.
Тут нельзя не сказать пару слов о Михаиле Воронцове. У нас о нем обычно вспоминают только в связи с Пушкиным: тот был сослан в Бессарабию и часто проводил время в кругу семьи Воронцовых. Поначалу просвещенный губернатор оказывал ему покровительство, но со временем между чиновником и поэтом возникла вражда. Однако личность Михаила Семеновича заслуживает большего внимания. Воронцов — герой Отечественной войны 1812 года, победитель Наполеона при Краоне, командир русского оккупационного корпуса во Франции в 1815—1818 годах, новороссийский и бессарабский губернатор на протяжении более чем тридцати лет. Выдающийся управленец и хозяйственник, это он строил Одессу, первые шахты в Донбассе, который тогда еще никто так не называл, устраивал соляные промыслы и грязевые курорты в Саках и Славянске. Он — заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. Да еще 10 лет наместник на Кавказе. Дальновидно действовал новороссийский губернатор: и прожект заезжего француза поддержал и помог развить, и дворянство выхлопотал Николаю Оже.
И Оже не подвел. Сакский грязевой курорт стал жемчужиной лечебно-санаторного дела Российской империи. Маленькая деталь, говорящая о прозорливости и государственной мудрости графа Воронцова, — с 1837 года на территории Сакского курорта был организован военный госпиталь, который очень пригодился по окончании Крымской войны. Здешние врачи спасли от неминуемой гибели сотни, если не тысячи, увечных героев — защитников Севастополя.
Так продолжалось и впредь. И сегодня один из главных и самых передовых санаториев города Саки — принадлежащий МО РФ санаторий имени Бурденко. Кстати, сам основатель советской школы военной медицины Николай Нилович Бурденко в общей сложности в разные годы проработал в здешних лечебницах целых десять лет.
Расцвет сакской курортной системы пришелся на 50—70-е годы прошлого века. Советская власть, кроме нескольких громадных санаториев, создала здесь шикарный Курортный парк, ныне, увы, влачащий более чем жалкое существование. По заброшенным зданиям лечебниц XIX века, по заросшим сорняком, некогда прекрасным прудам и общей неустроенности сразу видно — руку к этому приложила сначала горбачевская перестройка, а после — 23 года всеукраинского равнодушия. Не будем лить по этому поводу слезы. Расскажем лучше о том, что сейчас происходит на курорте, чем он живет, какие лелеет мечты и как работает над свои будущим.
Грязь взять надо уметь
Само собой разумеется, правильно лечиться можно только в санаториях или пусть даже самостоятельно, но только той лечебной грязью, которую специально добыли и очистили, подготовили для лечебных процедур. В Саках полно магазинов и аптек, в которых можно купить этот полезный подарок природы.
ГГРЭС уникальная, чудом спасшаяся
Заниматься разведкой мест залегания лечебной грязи, ее добычей и контролем за эксплуатацией озера призвано специальное учреждение — Крымская горно-геологическая режимно-эксплуатационная станция (ГГРЭС). Сегодня это единственное подобное учреждение в Крыму. Соседнюю станцию на евпаторийском озере Мойнаки уничтожили безжалостные годы украинского безвременья и бесхозяйственности. То, что удалось сохранить станцию в Саках, — настоящее чудо, по словам ее директора Валентина Иваницкого. Ведь тотальное прекращение финансирования не раз ставило перед сотрудниками ГГРЭС суровый выбор: бросить дело жизни и уйти на более хлебную работу — или остаться.
В двойственном состоянии находится и само озеро — источник уникальных иловых сульфидных грязей, помогающий обезноженным подняться из инвалидной коляски, дарящий женщинам счастье материнства, способный поддержать здоровье многих. Это водоем, целиком зависящий от человека, который искусственно регулирует его состояние, добавляя необходимое количество воды, чтобы поддерживать необходимый биологический режим. Химики узкой специализации, гидрологи, гидробиологи — все сотрудники станции, образно говоря, штучный товар. Любого из них очень проблемно заменить.
Крымская ГГРЭС была создана в 1926 году, с тех пор она мониторит состояние озера и при помощи сложной системы гидротехнических сооружений поддерживает порядок не только в жизни озера, но и в деятельности санаториев, расположившихся на его берегу.
А потом пришла Россия
С возвращением Крыма в Россию здесь вздохнули свободней. ГГРЭС поставили на твердое государственное финансирование, а работы по ее реконструкции обеспечиваются федеральными целевыми программами. Первая очередь реконструкции стоит более полумиллиарда рублей. Завершить работы намечено в следующем году.
По официальной информации, в нынешнем и будущем году строители и сотрудники станции заменят 9 километров каналов озера, все насосные станции, узлы перекачки, а на пункте грязедобычи появится оборудование, способное противостоять агрессивной минеральной среде озера.
Но станция и сама нашла способы в новых условиях получать прибыль и продвигать свою торговую марку. Не только в России. В прошлом году, например, Крымская ГГРЭС представила на международном туристическом форуме программу производства новых лечебно-косметических препаратов «Крымский СПА-продукт».
И новая набережная тоже будет
Приход в Крым России позволит полуострову заняться и этой стройкой. Деньги уже выделены — полтора миллиарда рублей. Новая комфортная набережная пройдет в Саках вдоль Морской улицы — подходящее название. Заметим, что строительство задумано с поистине русским размахом. Помимо собственно набережной, будут построены пристани и причалы для яхт и лодок, пирсы, молы, док и вся необходимая малому порту инфраструктура.
Сроки сдачи всех объектов жесткие — 20 декабря 2019 года, но автор этих строк летом убедился лично: работы кипят сразу в нескольких местах города — и вдоль озера, и в самом озере. В Саках говорят, что набережная будет оборудована лестничными сходами на пляж и обзорными площадками, снабжена системами освещения и сбора ливневых вод, естественно, с учетом всех условий для прогулок людей с ограниченными физическими возможностями.
Древний край ждут перемены. Достойные того результата, которые люди получают, пользуясь вот уже почти 200 лет этой «кладовой здоровья». Директор Крымской ГГРЭС Иваницкий утверждает, что лечебной грязи крымцам и гостям полуострова хватит минимум на 500 лет.
Теперь, когда на курорте создаются приличные условия, можно надеяться и на то, что и людей больше на курорт будет приезжать. Повод для оптимизма есть — ведь завершившийся недавно сезон, прошедший под знаком открытия Крымского моста, привел в Тавриду на 30 процентов отдыхающих больше, чем в прошлом году. Старейший российский бальнеологический курорт скоро будет готов обеспечить для гостей комфортные условия.